Общество
1930
Творческий андеграунд Солбона Лыгденова
Взломщик стереотипов, привычных и банальных до скрежета зубов. Творец, балансирующий на гребне волны, он называет себя представителем андеграунда
Покидая два года назад Улан-Удэ, Солбон Лыгденов надеялся найти для себя на Западе что-то новое, вдохнуть воздух свободы, почувствовать, что значит работать, когда есть возможность развернуться: без ограничений, в полной мере пробуя свои творческие силы.
Сейчас он живет в Москве, работать же приходится не только в столице. Осенью он был на съемках в Таллинне. В декабре трудился в Петербурге- занимался художественной постановкой исторического телесериала , совместного российско-китайского кинопроекта. Параллельно пишет сценарий, прототипом главного героя которого является противоречивая личность бурятской истории генерал Уржин Гармаев. Не оставляет свое увлечение книгами о гео-политике. Но этим созидательная деятельность Солбона не исчерпывается. Вдали от родины он прививает любовь к ней молодым и талантливым землякам. Он претендует на роль педагога для тех, у кого есть силы бороться за свое счастье.
В Москве, в Питере Солбон собирает талантливую молодежь из Бурятии- студентов, аспирантов, тех, кто приехал работать, покорять столицы. Они общаются, обмениваются мыслями. Лыгденов уверен, что немало, но они нуждаются в общении и поддержке.
-Солбон, все эти лекции и дебаты, в твоем случае их можно назвать педагогическим креативом, несколько напоминают времен декабристов:
-Нет, мягче- посиделки творческих людей. Я не преследую цель сплачиваться ради чего-то, против чего: я просто хочу, чтобы ребята учились, приходили к осознанию внутри себя того, как жить, какой путь выбрать для себя.
-А на творческих посиделках с тобой общаться может только определенный круг людей: те, кто мыслит картинками, звуками, игрой, но не цифрами и формулами, например?
-Ни в коем случае. Понятие шире, чем только художники, музыканты, актеры. Это и экономисты, и юристы, те, кто занимается естественными науками. Творчество присутствует во всем. Если человек что-то создает - будь то виртуозное составление уравнений физиком или доведение до математической точности исполнение 32 фуэте танцором,- все это творчество.
-И о чем же вы беседуете? Чему ты учишь молодых?
-Я стараюсь учить пониманию действительности в философском, и не только, смысле. Показываю, что в этом мире действительно представляет ценность, а что второстепенно. Сейчас в наших двух столицах много молодых ребят из Бурятии. Они активны, они знают, чего хотят. Моя задача- воспитать в них здоровый патриотизм и веру в себя. Они ориентированы на Запад. Это хорошо. Я за ассимиляцию, однако при условии сохранения национального самосознания. За соблюдение каких-то бытовых традиций, обычаев, но без тупого фанатизма, естественно. За знание и сохранение культуры, истории своего народа. Национальную самобытность сломили в советское время. На протяжении долгого времени все были однолики. Сейчас новый виток в истории страны, вообще человечества. Нужно идентифицировать себя. И в первую очередь, на национальном уровне.
-Солбон, очень много ребят, получающих образование в Москве и Питере, на вопрос, собираются ли они после учебы вернуться в Бурятию, начинают лихорадочно открещиваться. А как же чувство патриотизма, ответственности за свою малую родину? Чувство долга:
Кто такой Солбон Лыгденов
В прошлом автор стильных рекламных роликов и руководитель студии , занимавшейся оформлением многих программ и передач на телеканалах Бурятии.
Ныне один из создателей сериалов , и других российских телепроектов.
-Должна проходить активная интеграция Бурятии и остального мира. Не замыкаться в себе. Любая моноэтническая культура обречена на . Смысл в том, что сохранять свою культуру- это не значит спрятаться, жить себе тихо-мирно, по принципу , но заявлять о себе, о своем народе, что мы ничем не хуже других, а в чем-то даже лучше. Ребята, на Западе,- это наши , они несут в мир частицы нашей культуры. И это должно только приветствоваться.
-Хорошо, но, для того чтобы принимать участие в диалоге культур, для начала нужно знать свою, я уже не говорю о том, чтобы глубоко разбираться в той же самой истории. Но ведь с этим-то как раз не у всех .
- Нашей молодежи не хватает еще и идеологии, архетипов- героев, персонажей, на которых можно было бы ориентироваться, кем и чем заинтересоваться. То есть знаний как таковых. Нужно больше читать, интересоваться историей. Я вот, например, увлекаюсь этим делом. В моей библиотеке много произведений монголоведов, востоковедов. Лев Гумилев, Елбак Халбай, Айдыр Каракчи. Как только выдается свободное время, берусь за книгу. О геополитике, о Чингисхане, о гуннах. А на уровне республики нужно развивать кинотелевизионный- так сказать, медийный- план. Ну и финансовую базу, конечно. Много чего: Вообще это отдельный разговор. И трудный:
-Твои позиции по некоторым вопросам несколько категоричны. Может показаться, что ты весьма радикально настроенный .
-Не так уж я и категоричен. Это только так кажется. Вообще один из моих главных руководящих жизненных принципов- это толерантность. Терпение, благородство, лояльность, анализ всего. И я всегда говорю ребятам об этом. Жизненная мудрость в том и состоит, что на пути к успеху, к достижению своей цели нужно быть упертым, но гибким, обходить острые углы. Не стоит за ненадобностью лишний раз .
- Не получается ли так, что твое наставничество- чистой воды навязывание своих идей неискушенной думающей молодежи?
-Нет, ни в коем случае. Я не говорю, что я идеал, что я во всем безапелляционно прав. У каждого есть право выбора, каждый решает для себя сам. Просто я вижу, что среди молодых много толковых и талантливых ребят. Они не должны потеряться. Их нужно направлять, указывать путь. Стараюсь подпитывать их духовной пищей: в больших городах при соответствующем ритме существования ее не хватает. Кроме того, я сам учусь у них. Процессу постижения истины нет предела. Человек учится всю жизнь.
Может быть, кому-то покажется, что Солбон Лыгденов- скорее аутсайдер, , чем (человек андеграунда), коим он себя позиционирует. Аутсайдерство связано с сознательным желанием пребывать в таком качестве исходя из каких-то собственных личностно-творческих установок. А в творческой автономии есть свое преимущество: возможность долгого естественного роста в самом произвольном, только интуицией подсказанном направлении, без оглядки на общий вкус и чужое мнение. Так и с Солбоном. С каждым своим новым шагом на профессиональном поприще и не только он доказывает это. А если говорить о том, что аутсайдерство, безусловно, в какой-то степени предполагает обреченность на одиночество, то это не про Солбона: вокруг него все больше и больше единомышленников. Его аутсайдерство постепенно перерастает в мэйнстрим.
Подписывайтесь
Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях