театр
2525

Артист-кукловод «Ульгэра» Алла Натансон: «Важно дарить людям радость»

В начале октября известная в Бурятии актриса отметила свое 50-летие

Фото: личный архив А. Натансон

Народная артистка Бурятии Алла Натансон 2 октября отметила свое 50-летие. Из них 30 лет она посвятила сцене. В честь знаменательного события 2 ноября артист-кукловод проведет творческий вечер в Бурятской филармонии. В интервью она рассказала о том, что ждет зрителей на этом вечере, о своей коллекции кукол и о том, что в 50 жизнь только начинается.   

- Алла Анатольевна, расскажите, чем удивит зрителя творческий вечер?

- На сцене соберется почти весь состав театра кукол «Ульгэр». Покажем фрагменты из спектаклей с моим участием. Мы хотим показать «Волшебный шатер», «Конёк-горбунок», «Иссумбоси», «Дочь Байкала – Ангара». Эти отрывки будут сопровождаться рассказами о моей творческой биографии. Также будет слайд-шоу с моими фотографиями детства, семьи, гастролей «Ульгэр». В этот вечер зритель узнает обо мне всё.

- Почему вы выбрали профессию актрисы?

- В 85-ом году не было моды ни на менеджеров, ни на журналистов. Я занималась в народном театре «Призвание» при ДК ЛВРЗ, возглавляла его в то время Елена Гильмулина, выпускница театральной режиссуры ВСГИК. Я у нее занималась с 10 класса. Я, никуда не поступив, осталась работать в своей школе. Мне предложили место старшей пионервожатой. Я подучилась год на курсах и работала год с ребятами. От рескома профсоюзов пришло письмо, в котором предлагалось двоих участников из нашего народного театра отправить в институт культуры на театральную режиссуру. Тогда набирала курс Туяна Бадагаева. Я прошла отбор. Закончила у Баскакова, так как на третьем курсе перешла на «заочку» по семейным обстоятельствам. И в 88-ом году пришла работать в Молодежный театр.

- Расскажите о студенческих годах, проведенных во ВСГИК. Сегодняшний актерский факультет такой же, как раньше?

- С театральной кафедрой сейчас просто беда. Ее, насколько мне известно, – закрывают. Когда в 86-ом году мы поступали, нам очень повезло. Курс у нас был очень большой. 18 парней и 18 девчонок. Набирала нас Туяна Бадагаева. По сценической речи курс был большой, поэтому двое речевиков с нами работали. Это Дарима Халматова, Людмила Ильина. По сцендвижению у нас была замечательнейший мастер Нелли Дугаржапова. Нам повезло с педагогами. И мы должны были им соответствовать.

- Вы являетесь лауреатом международного фестиваля «Путь кочевника» (Улан-Удэ, 2012 г.) в номинации «Лучшая актерская работа». Расскажите подробнее об этом опыте.

- На фестивале «Путь кочевника» мы представили спектакль режиссера, актрисы нашего театра кукол «Ульгэр» Ольги Шуст «Иссумбоси». В то время она «болела» японской культурой. В спектакле использовались марионетки, планшетные куклы, теневой театр. Есть в нем и живой план, и предметы. В спектакле звучат хокку, соблюдена японская эстетика. Получился красочный и поэтический спектакль. К тому же в то время он был свеж и нов. Мы не ожидали, что постановка займет первые места в номинациях «Лучший спектакль», «Лучшая актерская роль». Санаида Тогмитова стала «Лучшим художником». Фестиваль «Путь кочевника» объединил театры Сибирского региона. Участвовали Чита, Иркутск, Братск, Железногорск и другие. Между собой мы, театры, часто пересекаемся, общаемся, конечно, тогда наша победа была всеобщим ликованием.

- Почему ушли из Молодежного театра в «Ульгэр»?

- С 88-ой по 90-ый год я проработала в Молодежном. Туяна Баяртуевна была главным режиссером в театре кукол тогда, и она меня позвала: «Аллочка, переходи ко мне в театр. Мне нужна актриса на роль Алисы». Я говорю: «Я ж не знаю, как с куклами обращаться». А она мне: «Актерское мастерство у тебя есть, а все остальное приложится». В то время сложно было в Молодежке. Она переходила на рельсы самодеятельных театров-студий. Тогда шла большая театральная реформа. Рецептов тогда не было по части финансирования и распределения. На тот момент Туяна Баяртуевна меня просто выхватила. Я перешла, но «Молодежку» не оставила. В Молодежном театре я работаю 30 лет, а в театре кукол 25.

- Зачем нужно ходить в театры, когда тот же спектакль можно посмотреть в телефоне?

- Гаджеты, телефоны разъединяют людей. Все замыкаются в своих скорлупках. Люди перестают замечать, что творится вокруг, становятся самовлюбленными. Театр - это единственное искусство, на мой взгляд, которое осталось для коммуникации. Только здесь мы можем глаза в глаза поговорить по душам. В театре важен зритель, сопереживающий происходящему на сцене. Актеры делятся тем материалом, который они переживают внутри. Фильм отсняли, раз сыграли, так он всю жизнь и будет показывать. В театре у тебя целый зал и вы вместе сопереживаете здесь и сейчас, как в жизни. Именно этим театр ценен и человечен.

- Каким должен быть актер на сцене?

- Театр живой. Ведь в жизни случается всякое. Кто-то встал не с той ноги, реплику забыл или забыл повернуться, или что-то еще. Актеру приходится выкручиваться на ходу. Этому нас и учат. Если ты четко знаешь, что ты должен, чего хочет твой персонаж, чего он добивается, то, соответственно, тебя уже с этой струнки никто столкнуть не сможет.

- То есть ничего страшного, если актер забыл реплику?

- Да, но из этого страшные ляпы получаются. Курьезные случаи бывают. (смеется)

В обществе принято, что 50 лет – это жизненный рубеж, когда рано, но можно подводить итоги. Что вы думаете об этом?

- Пока мы молоды, мы себе одни цели ставим. А когда взрослеешь, то понимаешь, что те цели – это не цели. Есть в жизни что-то важнее этого. И дай бог каждому понять, что мы приходим в эту жизнь не только за тем, чтобы был новый телефон, машина, дача. Всех «убить» своими нарядами, съездить на Канары - это не то. В моей жизни таких целей не стояло. В театре кукол в 90-ом году я познакомилась с актрисой из Оренбурга Ольгой Акимовой. Она взяла меня под свое крыло. Мы с ней подружились. Она меня вводила в работу театра кукол, так как я не обучалась кукольному мастерству. Такого не было во ВСГИК. Ольга давала мне интересные книги, эзотерическую литературу. И я поняла, что есть другие цели. Человек приходит на эту землю, чтобы все-таки улучшить ее как-то. Самому стать чище. Чтобы вокруг тебя было радостное поле. Важно дарить людям радость, помощь. Пока ты в силах, ты должен сделать все, чтобы помочь. Подводить итоги в 50 лет рано, так как еще недостаточно всего в моей жизни. Надо еще больше работать - меньше лениться. Я счастлива, что работаю в театре. Это работа меня сама нашла.

- Алла Анатольевна, вы активная и жизнелюбивая, поделитесь своим секретом радости жизни.

- Главное, не останавливаться на достигнутом. Почивать на лаврах рано. Нет предела совершенству. Надо себя постоянно подстегивать, заставлять. У меня тоже не всегда бывает радужное настроение. И уныние бывает. А вдохновляет меня все: семья, и друзья, и работа. Люблю я в куколки играть. У меня есть даже коллекция кукол. Мне их дарят друзья, сейчас у меня накопилось 10-12 штук. Секрет жизнелюбия, наверно, в том, что человеческое рождение дается не каждому. Ведь недаром господь дал жизнь. Ты можешь говорить, думать, мыслить, действовать, выбирать в отличие от какого-нибудь козленочка или бабочки. Мы наделены разумом и должны этим пользоваться. А уныние – это грех. Будьте более открытыми, смотрите вокруг. Если ты стараешься приносить пользу, то в ответ ты получаешь добро и позитив.

Автор: Соелма Базарова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях