Вот уже второй день в СМИ и соцсетях обсуждают мощное землетрясение, которое произошло ночью 22 сентября в 15 километрах от иркутского посёлка Култук. Оно ощущалось в 392 населённых пунктах Бурятии и Приангарья. За первым толчком последовал афтершок.
Если жители нашей республики отделались лёгким испугом, то у соседей ситуация серьёзнее. Накануне некоторые местные жители на несколько часов остались без света, а на стенах многоэтажек образовались трещины.
РИА Новости решило разобраться, почему, в казалось бы, спокойных местах планеты периодически начинает трясти. Как отмечает издание, сейсмическая активность на Байкале – не редкость. С 2001-го по 2012-ый годы в центральной части озера зафиксировали более 19 тысяч землетрясений – в основном слабых. Однако в МЧС этот регион относят к субъектам первой степени опасности. Интенсивность толчков там может достигать девяти баллов, как это случилось, к примеру, 29 августа 1959 года. После сейсмособыия магнитудой 6,8 больше всех пострадал Иркутск. Досталось тогда и другим населённым пунктам.
А за столетие до этого, 12 января 1862-го, на восточном берегу Байкала после катастрофического землетрясения образовался залив Провал. То, что было минувшей ночью, на этом фоне – практически рядовое. По расчетам учёных, сейсмические толчки большой интенсивности здесь не стоит ждать чаще, чем раз в три сотни лет.
Геологи систематически исследуют «жемчужину» Сибири с начала 20-го века. В 60-х они доказали, что его впадина образовалась так же, как цепочка озёр Восточно-Африканской рифтовой долины. Байкал – это крупный разлом в земной коре, рифт. Такие структуры хорошо известны в океанах. Но возникает вопрос, откуда они на континентах. По современным представлениям, это результат движения масс в горячих недрах Земли. Если снизу всплывает гигантский пузырь магмы, ломаются даже мощные древние континентальные плиты. Возникает система разломов, края которых постепенно раздвигаются, дно углубляется, впадина наполняется водой – и формируется море, а затем – океан. Именно так образовались Красное море и Атлантический океан, пишет РИА Новости.
Исследователи из Лимнологического института СО РАН доказали, что в океан постепенно превращается и Байкал. На это указывают его строение, тип осадков, скопления газовых гидратов, нефти, гидротермальные источники и специфический подводный мир. Дно озера опустилось на километр не более миллиона лет назад, а современной глубины в 1600 метров оно достигло 150 тысяч лет назад.
- Рифт раздвигается в год на четыре миллиметра. Через 200 миллионов лет, если процесс не остановится – а такое в геологической истории случается – Байкал превратится в настоящий океан. Учёные предлагают назвать его Неоазиатским. Сибирь же будет отдельным континентом, – отмечает издание.
Ранее учёный секретарь Института земной коры Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН), кандидат физико-математических наук Анна Добрынина рассказала «Комсомольской правде в Иркутске», почему землетрясения случаются именно на юге Байкала и ждать ли очередной «тряски» в ближайшее время.
- Второй, более слабый толчок, который иркутяне ощутили в 2 часа 20 минут ночи 22 сентября, по-научному называется афтершок. Это словно «эхо» от главного толчка. И не исключено, что оно теоретически может повториться в ближайшее время. Чтобы выяснить, насколько вероятны такие отголоски, у эпицентра проведут исследования. Но последующие толчки, как правило, никогда не бывают сильнее первого. Так что бояться не стоит, – пояснила Добрынина изданию.
Она отметила, что подземные толчки в Байкальской рифтовой зоне (это место разлома Евразийской и Амурской тектонических плит, где и находится озеро) – не редкость. В год их фиксируют до тысячи.
- Дело в том, что озеро расширяется. Амурская плита отодвигается от Евразийской со скоростью 3,4 миллиметра в год. Зона сейсмически активна, и юг Байкала, где находится Слюдянский район – не исключение. Долгое время там была сейсмическая «брешь», без сильных землетрясений. Но с 1999 года зона активизировалась и начала «прорабатываться». Разломы коры стали двигаться. Почему это происходит, объяснить сложно, – подчеркнула кандидат наук.