предприниматели
12080
2

«Выживали как могли». Сфера развлечений в Бурятии оказалась на грани банкротства

Представители бизнеса рассказали infpol.ru, как выкручивались в период запретов, какую помощь получали и на что надеются сейчас

Фото: pixabay.com

Долги, несостоявшиеся мероприятия и залежавшееся оборудование – таковы последствия длительного простоя в работе. Многие предприниматели индустрии развлечений республики так и не начали работу после локдауна. 

Налогов заплатил больше, чем сумма поддержки

Александр Ганькин, директор прокатной компании «ProSound UU»: 

- Мы не работаем с момента введения ограничений. Получили федеральные выплаты в апреле и мае прошлого года – по 12 тысяч рублей. Но в моём ИП я один сотрудник, остальные – по договору. Больше ничего, к сожалению. Я налогов за тот год заплатил больше, чем эта сумма. Если бы у меня был штат работников, можно было бы смело всё закрывать и распродавать, потому что полтора года платить зарплату просто не с чего. 

Пока стараюсь поддерживать оборудование в рабочем состоянии, проводить профилактику, элементарно чистить, но, если это ещё сколько-то будет продолжаться, могут уже убытки, ущерб пойти. У меня есть долги, но спасает, что детей нет. Мне в этом плане проще, в отличие от коллег, у кого большие семьи. Выход я вижу один – разрешить работать, как в других регионах, в том же Новосибирске, в столицах. Там отрасли работают, хоть и не так, как до пандемии, и нет глобального запрета. 

Миллионные долги

Дмитрий Золотарёв, директор ООО «Неомьюзик»:

- Мы получили от банков поддержку на количество официально трудоустроенных сотрудников. У меня было трое сотрудников, и сумма составила 450 тысяч рублей – безвозвратный кредит на год. Сумма не возвращается, если я не увольняю сотрудников, и мы их сохранили. Но многих привлекаем под конкретный проект по договору – они эти деньги не получали. 

Перед кризисом я взял кредит на звуковое оборудование почти на 15 млн рублей. Платил порядка 500 тысяч ежемесячно, какие-то вещи продал. Банки готовы были ставить кредит на паузу, но проценты всё равно начислялись, и выходило так, что платить было выгоднее, чем не платить. Со стороны государства было предложение поставить налоги на паузу, но так возникает большой долг по налогам. Так что эта мера поддержки тоже не совсем эффективна. Но нам очень помогли в Минспорта, какие-то деньги мы всё равно получали от мероприятий. 

Оборудование у нас хранится на складе и после недавних дождей пострадало, склад затопило. Где-то пошла коррозия металла, заплесневели чехлы для акустических систем. 

Спасло то, что у меня есть музыкальный магазин и оптовые поставки для домов культуры. За счёт перевода штатных сотрудников в магазин нам удалось сохранить лидирующие позиции по сотрудникам, и в магазине они получали свои зарплаты. Но никто не говорит о каком-то развитии – мы закрывали наши минимальные потребности. 

Знаю, что некоторые прокатчики настолько в тяжёлой ситуации оказались, что уходили плитку класть или охранниками. Выживали как могли. На самом деле в таких случаях теряется профессиональная компетенция. Потому что мы каждый день программируем высокотехнологичное оборудование, а это требует хороших навыков в цифровых технологиях. Этому постоянно нужно учиться. 

«Что мы своим детям должны сказать?»

Андрей Соболев, организатор тимбилдингов:

- Наше оборудование за время простоя не пострадало, так как хранилось в тёплом складу. Но в какой-то момент платить за него 20 тысяч в месяц уже не было сил, и нам помогли, выделили склад, спасибо Александру Красовскому. В октябре надо переезжать, так как склад холодный. 

Мы стоим уже год и четыре месяца. Меры поддержки были в виде федеральных денег – 24 тысячи. За последний локдаун мы подали документы на республиканскую поддержку, но пока тишина. Сильно в обещания кого бы то ни было мы уже не верим. В моём ИП официально никто не числился, я один. Но ребята всё равно выходят, помогают, если что-то надо передвинуть, сделать. Мы надеемся на лучшее. 

У туроператоров очень много поддержки – им могут помочь со страховкой туристов, с арендой офисов и складов. Мы же по ОКВЭД не относимся к пострадавшей отрасли. Хотя, если разобраться, турбизнес работал даже в локдаун. А что мы своим детям должны сказать? Говорят, что наш бизнес нельзя отконтролировать. Вполне можно. Мы платим налоги и можем отчитаться. 

«Закрывают первыми, а открывают последними»

Олег Гомбожапов, директор семейного парка развлечений «Невидалия»: 

- Мы не работаем с 12 июня 2021 года. Всё это время более 40 сотрудников парка остаются без работы, а мы потеряли и продолжаем терять квалифицированных работников. Также мы потеряли несколько сотен тысяч рублей из-за частичного списания продуктов питания с коротким сроком хранения. Во время первой волны были закрыты почти 11 месяцев. 

В прошлом году нам удалось выжить в основном за счёт федеральной поддержки. Это были субсидии и кредиты под 2%, которые нам «списали», поскольку мы смогли сохранить людей и выплачивать им зарплату. В конце 2020 года нам компенсировали часть зарплаты из республиканского бюджета. Конечно, этого недостаточно. 

Нас закрывают первыми, а открывают последними, хотя, по мнению директора НИИ Роспотребнадзора, дети не являются переносчиками ковида. Единственный выход – скорейшее открытие индустрии развлечений. Мы хотим работать и готовы открываться с ограничениями, соответствующими эпидемиологической ситуации в Бурятии. 

Поддержку получать не стали из-за налога

Чимит Эрдынеев, директор детской зоны развлечений «Джуманджи»:

- Наша игровая зона работала с февраля по июнь. Потом нас закрыли, и теперь перспективы неясные. Дети просят развлечений, родители спрашивают на кинобаре «Пионера», работает ли игровая зона. 

Сотрудники в неоплачиваемых отпусках, на них мы получили федеральные 12 тысяч. Но поддержку от республики получать не стали, так как это невыгодно из-за налогообложения – около пяти тысяч с каждой выплаты на сотрудника. 

Думаю, после выборов по понятной причине будет резкий скачок по ковиду, и соответственно закроют всё снова. Мы себя и своих сотрудников вакцинировали, чтобы жить и работать нормально, без ограничений. Имеет ли это смысл? 

Доходы упали в шесть раз

Роман Абрамский, директор ООО «Городская афиша»: 

- Мы сохранили штат сотрудников, но люди устроились на другие работы в качестве основных, а у нас подрабатывают. По сравнению с 2019 годом наши доходы упали в шесть раз. Был оборот в год шесть миллионов, теперь полтора. Кредитов много, и копятся проценты, которые нужно отдавать. Мы на грани банкротства. Очередной локдаун окончательно нас добьёт. 

Недавно мы встречались с главой республики, рассказали о своих проблемах. Сказали, что из-за неизвестности не можем планировать свой бизнес. Глава пообещал, что, скорее всего, таких жёстких ограничительных мер не будет. Мы этому рады. 

На прошлой неделе я обратился к главе с просьбой разрешить концертным залам работать на 70%, потому что у нас основная прибыль начинает складываться именно с этого показателя. 50%, которые были до сегодняшнего дня, это очень мало. И вот, сегодня на оперативном штабе было принято решение разрешить концертным площадкам и театрам работать на 75%. 

Глава сказал, что с каждым днём ситуация по привитым становится лучше, и, если мы поможем замотивировать людей прививаться, то нам тоже помогут. И, как видим, нам уже начали помогать. Так, мы попросили открыть ФСК. Возможно, примут решение в четверг, если рассматривать вариант посещения привитыми людьми. 

Мы прекрасно понимаем, что на борьбу с ковидом направлены огромные силы и средства и очень толерантно относимся к этому. Но как отрасль мы также видим, что очень сильно поддерживают тот же туризм, и хотели бы такого же отношения и к нам. 

«Понятно, что это не решение всех проблем»

Чингис Матхеев, уполномоченный по правам предпринимателей в Бурятии: 

- Для всех, кто подвергся закрытию в связи с ковидными ограничениями, на одного сотрудника полагается один федеральный МРОТ – 12 792 рубля на одного работника на месяц. ИП без работников получает эту выплату в однократном размере. Понятно, что это никакое не решение всех проблем – выплаты так и называются – «частичное возмещение затрат», фактически зарплат. Сейчас все просят позволить им начать работу, практически на каждом оперштабе этот вопрос поднимается, но пока Роспотребнадзор непреклонен. В связи со стартом учебного года решили подождать. 

Рассматриваются меры федеральной господдержки

Виталий Шальков, замминистра промышленности, торговли и инвестиций Бурятии: 

- Что касается индустрии развлечений, с 4 сентября оперштаб решил возобновить работу ночных клубов с обязательным выполнением требований Роспотребнадзора. Открыться они смогут только после одобрения их заявки на интернет-портале «Работающая Бурятия». Для посещения ночного клуба обязательны документ, удостоверяющий личность, и документ о полной вакцинации. 

Деятельность детских игровых зон, аттракционов, находящихся в помещении, пока ограничена. В республике действует и запрет на проведение массовых мероприятий. Для предпринимателей, деятельность которых сейчас ограничена, рассматриваются меры федеральной господдержки, как в прошлом году. Предприниматели, которые не работают на данный момент, обращались к нам. Мы рассматриваем обращения в индивидуальном порядке, в том числе, встречаемся с ними, стараемся оказать помощь.

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях