Азия
13012

Странные случаи вокруг Красных казарм Кяхты (мистика)

За год было убито 1200 арестованных, привезённых колчаковцами после поражения на Урале

Коллаж Тумэна Базарова

Несколько лет назад я служил, а потом остался и недолгое время жил в Кяхте. Часто слышал там истории о том, что в домах личного состава и вообще на территории возле Красных казарм происходят мистические случаи, рассказывает А.Белоколодов.

Старожилы мне рассказали, что здесь солдаты барона Унгерна в гражданскую войну расстреляли и зарубили шашками больше полутора тысяч красноармейцев и других неугодных им людей. Еще живых людей топтали конями, скидывали в овраг. Как будто с тех пор красные кирпичные здания называют Красными казармами.

Я спорил с кяхтинскими стариками, доказывая, что свое название «Красные казармы» получили из-за того, что они построены из красного кирпича. Допускал, что еще так могли прозвать за то, что в них замучили и убили красноармейцев. Сам я из Иркутска, там тоже есть свои Красные казармы, но без этих мистических историй.

- Здесь же штыками во сне вырезали красноармейцев! – убеждал меня один кяхтинский старожил. – А сколько тут людей до смерти запытали, не счесть. 

Но я категорически отказывался верить мистической версии о том, что стены этих зданий «покраснели» от пролитой во время пыток и казней крови. Пока один сослуживец не рассказал мне такую историю.

Во время учений возле Кяхты  он с сослуживцами ночевал в соседнем лесу. Перед тем как лечь спать, решили сходить в туалет по малой нужде. Но от того, что увидели, едва не сходили по большой нужде. Потому что из-за деревьев абсолютно неслышно  появились фигуры людей. Даже в темноте было ясно, что они одеты в старую солдатскую форму. Весь ужас был в том, что они точно так же без единого звука сняли с плеч ружья и направили их на солдат. Те кожей ощутили, что перед ними все же неживые люди, а призраки, и начали креститься и молиться. Бежали в свои палатки, падая от страха, всю ночь боялись высунуться. Утром же выяснилось, что такие странные случаи в Кяхте не редкость.

История Красных казарм

Начал я после армии искать историю Красных казарм и вот что обнаружил. Казармы в Кяхте строили с 1902 по 1910 год для размещения воинских частей рядом с монгольской (тогда китайской) границей. В них до революции находился 20-й Сибирский стрелковый полк Восточно-Сибирской дивизии, солдаты и офицеры которого участвовали в русско-японской войне и много раз отмечались командованием.

Концлагерь в Красных казармах

После Октябрьской революции советская власть в Бурятии установилась не скоро и ненадолго. Пролетариата было слишком мало, тем более в купеческой Кяхте, тогда Троицкосавске. Гораздо больше по всей Сибири и Забайкалью бродило белогвардейцев и белочехов, которых поддерживали иностранные контингенты. И все же в Кяхте был создан Первый Троицкосавский Совет большевиков, большинство членов которого погибло в результате карательных акций войск атамана Семенова, гарнизон которого стоял в Троицкосавске.

2 сентября 1918 года в Троицкосавск вошли части Енисейского и Крымского белогвардейских полков и мятежного чехословацкого корпуса. Они арестовали около 300 человек и погнали в Красные казармы, где находилась гауптвахта. Для переоборудования казарм под временную тюрьму белогвардейским командованием были выделены значительные средства. Вокруг казарм была натянута колючая проволока, окна забили досками, которые заменили тюремные решетки. 44 члена Троицкосавского Совета были арестованы и расстреляны.

Эшелоны смерти

В сентябре 1919 года в Троицкосавск стали привозить первые партии эвакуированных заключенных. Здесь был устроен печально известный пыточный застенок, куда для истязаний и физического уничтожения «неблагонадёжных» свозили со всей Сибири. По всему Уралу и Сибири растянулись эшелоны «смерти», в которых везли узников в Троицкосавск. Кто попадал в троицкосавский застенок, живым оттуда не возвращался.

«Долгими неделями везли нас в «вагонах смерти» под бдительным надзором пьяных конвоиров. Заключенных не кормили, cвирепствовали цинга, тиф. Вскоре наши эшелоны представляли жуткую картину «ползущего кладбища», – вспоминал член временного военного Совета Троицкосавска А.Ф. Батурин, эвакуированный из уфимской тюрьмы.

Правда, я так и не понял, как могли везти в эшелонах людей до Кяхты, ведь туда и сейчас нет железной дороги. Только до Наушек. Возможно, их везли дальше на телегах?

Концлагерь в Красных казармах

В любом случае историки пишут, что более половины всех политзаключенных находились в казематах без суда и следствия, лишь на 507 человек были заведены дела. Специальный «суд», возглавляемый ротмистром Соломахой, всегда выносил один и тот же приговор: «расстрелять». После 26 декабря 1919 года «суд» вообще не заседал, но расстрелы якобы «по приговору» продолжались. Под предлогом «очищения заключенных от красных» с 1 по 5 января 1920 года был расстрелян 481 человек и ещё 200 были зарублены шашками.

Условия жизни в троицкосавской тюрьме были крайне тяжелыми. Тюрьма напоминала лагерь смерти. Помещения не отапливались, заключенных почти не кормили. Ежедневно они должны были выполнять непосильную работу. Смертность среди заключенных была очень высока. В тюрьме свирепствовала эпидемия сыпняка.

Смерзлись в один комок

Для содержания политзаключенных приспособили даже Михайловскую церковь. Она и сейчас стоит на территории военного городка. Оказывается, для охраны политзаключенных в Красных казармах привлекали американцев и японцев из оккупационных частей. Кроме этого, укомплектовали конвойную команду в количестве 100 человек из наиболее опытных надзирателей сибирских тюрем во главе с начальником челябинской тюрьмы Котляренко и заправским палачом из златоустовской тюрьмы Пашкевичем.

За малейшее неповиновение заключенных раздевали догола и бросали в ледник. После отступления белогвардейцев в леднике было обнаружено 200 тел, смерзшихся в единый ледяной комок.

С 24 декабря 1919 года по 10 января 1920 года было убито 1200 арестованных, привезённых колчаковцами после поражения на Урале. А также больше 400 местных жителей. В память о погибших в Кяхте установлен обелиск.

После всего этого я перестал сомневаться в правдивости рассказываемых кяхтинцами мистических случаев.

Автор: газета Информ Полис

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях