Как сообщила генеральный директор Селенгинского целлюлозно-картонного комбината Лилия Деева, предприятие вышло из кризиса 2013 года. Основные технологические риски на заводе, по её словам, ликвидированы. Имеется оборотный капитал, создана программа развития, реализация которой начнется в 2018 году.
С января по май предприятие погасило задолженность перед бюджетом. Речь идёт о сумме в 187 миллионов рублей. Оставшиеся 68 миллионов руководство комбината намерено выплатить до конца года. А в 2018-2019 годах на предприятии планируется запустить масштабную программу перепроизводства.
- Банкротство нам не грозит, сокращений не планируем, – заверила Лилия Деева.
Напомним, кризис на Селенгинском ЦКК начался в 2013 году. Причиной послужило отсутствие оборотных средств и неэффективный менеджмент головной компании. Комбинат брал кредиты под высокие проценты и использовал их нерационально. В итоге общая сумма задолженности по кредитам превысила 800 миллионов рублей. Нечем было платить за сырьё и электроэнергию, а работники остались без заработной платы.
Проблему с поставкой угля удалось решить после вмешательства властей республики. В декабре на предприятии сменился собственник: им стало ООО «Байл», которое возглавляет гендиректор «Байкальской лесной компании» Евгений Пруидзе. Сумма сделки о продаже контрольного пакета акций не разглашалась.
В конце июля 2014 года предприятие предоставило в Арбитражный суд документы, подтверждающие выплату всего долга. А в сентябре руководство ЦКК даже провело «День открытых» дверей: гостям рассказали о модернизации, которая проводится на предприятии, и о планируемом увеличении объёмов производства.
Спустя несколько месяцев выяснилось, что на ЦКК всё далеко не так гладко. Сотрудникам некоторых цехов два месяца не выдавали зарплату, а из-за огромных долгов на комбинат перестали поставлять уголь.
- Оборудование, которое используется уже 40 лет, не может выпускать высококачественную продукцию, поэтому и стабильности нет, – заявил в своём выступлении на митинге председатель республиканской организации профсоюзов работников лесных отраслей Святослав Будаев.
Оказалось, что ЦКК снова задолжал топливо поставщикам.
- Республика здорово постаралась, чтобы сменился собственник. Вопросы, которые там назрели, начали понемногу решаться. Долг перед различными поставщиками составлял где-то миллиард рублей, – рассказал Будаев. – Этот долг реструктуризировали, вложили огромные средства – больше трёхсот миллионов рублей. Всё начало налаживаться, но, тем не менее, этого оказалось недостаточно. Хотя руководство республики, министерства и ведомства в один голос заявляли, что помогут, поддержат, дадут государственные гарантии, помогут получить кредиты, чтобы закрыть задолженность, всё это пока остаётся на словах.
Некоторые работники ЦКК даже не смогли собрать детей в школу. Сотрудники предприятия обратились за помощью к властям. И пообещали пойти на крайние меры, если правительство не откликнется и не поможет с поставкой топлива.
В 2015 году Минпромторг России включил комбинат в перечень системообразующих предприятий, которые могут претендовать на господдержку – наряду с «Улан-Удэстальмостом», авиазаводом, «Байкальской лесной компанией» и АО «Закаменск». ЦКК выделили 1,5 миллиарда рублей. Но недавно выяснилось, что эти средства так и не освоили.