Байкал
11603

Советник председателя: «БайкалБанк уничтожила организованная группировка»

Сергей Березин рассказал о том, что погубило единственный самостоятельный банк Бурятии и могла ли республиканская власть спасти его

Фото: russianstock.ru

Трагическая история БайкалБанка - это пример того, что происходит с бизнесом, который пытается играть по правилам, установленным государством, считает советник председателя правления банка, журналист и аналитик Сергей Березин. В БайкалБанке он проработал почти десять лет и обстоятельно знает его «кухню» изнутри.

- Что же все-таки случилось с БайкалБанком?

- Банк стал жертвой организованной группировки, которая именует себя «банковским альянсом» и действует на межрегиональном уровне. Возможно, и международном.

- Вы имеете в виду Виталия Авдеева, Игоря Сараева и иже с ними?

- Авдеев первый появился в БайкалБанке в качестве представителя «акционеров» весной этого года. Рассказывали, что при трудоустройстве в БайкалБанке он поставил прочерки в анкете и предъявил совершенно новый паспорт без данных о регистрации по месту жительства.

Авдеев постоянно получал указания по всем вопросам из Москвы. Вероятно, от Александра Герасименко.

- Это зампред скандально известного Арксбанка, который не отразил в отчетности вклады населения на сумму 35 млрд рублей?

- Да. Он приезжал в Улан-Удэ и на месте решал различные вопросы в БайкалБанке. Вел себя как лидер, руководитель. С ним приезжали и другие люди, в частности, некто Климов, начальник службы безопасности. Они активно работали с документами, базами данных. По-хозяйски так...

- А председатель правления Вадим Егоров?

-  2 июня он ушел в отпуск с последующим увольнением.

- Почему Егоров оставил банк в такой сложный момент?

- На этом настаивали Герасименко, Климов, а также - председатель совета директоров БайкалБанка Александр Венидиктов. После апрельских событий банк остро нуждался в средствах, чтобы выполнить свои обязательства перед клиентами и нормализовать работу. Они от имени «инвесторов» обещали необходимые финансовые вливания. Требовалось порядка 1,5 млрд рублей. Но было получено несопоставимо меньше. Причем, это была не финансовая помощь, не субординированный кредит, а сделки РЕПО, в рамках которых БайкалБанк передал московским РУбанку, Инкаробанку, Агросоюзу, екатерингбургскому УМБанку доходные активы - портфели кредитов юридических лиц и ценные бумаги.

- Что такое РЕПО?

- Сделка купли-продажи с обязательством обратного выкупа по заранее определенной цене. 

- То есть БайкалБанк планировал вернуть себе эти активы?

- Да, когда ситуация нормализуется. Естественно, правление регулярно задавало Авдееву вопросы о том, когда начнутся реальные вливания, предусмотренные планом повышения финансовой устойчивости БайкалБанка, утвержденным Центробанком РФ. Время шло, обстановка накалялась. Со дня на день могла подняться новая волна ажиотажа. Стали возникать сомнения, по силам ли вообще им миссия помощи БайкалБанку, или ребята не ту шапку на себя примерили.

В конце концов был получен прямой ответ: деньги начнут поступать в БайкалБанк, как только сменится его руководство.

После этого Егоров написал заявление. Просто так уволиться председатель правления не может. Решение принимает общее собрание акционеров. На его созыв нужно время - не менее месяца. Поэтому он ушел в отпуск с последующим увольнением, чтобы банк мог быстрее получить обещанную помощь. 

Фактически Виталий Авдеев управлял БайкалБанком со 2 июня. Весь топ-менеджмент, включая и.о.председателя правления Эржену Раднаеву, обязали согласовывать с ним любые действия и решения. Этого требовал председатель Совета директоров Александр Венидиктов.

Когда я уходил в отпуск, то согласовывал именно с Авдеевым. Хотя по должности он был советником председателя, как и я. На самом деле все нити управления банком уже были в его руках.

В головном офисе банка сразу после ухода Егорова в отпуск сменили охрану. Поставили московскую. Видимо, боялись, что он вернется и снова возьмет управление банком в свои руки.

- Обещанных финансовых вливаний БайкалБанк так и не получил?

- На этот вопрос уже дал исчерпывающий ответ зампред Центробанка РФ Михаил Сухов. Могу процитировать: «Вместо декларируемого «спасения банка», его руководством и собственниками осуществлены схемные операции и сделки, направленные на вывод из банка активов. В преддверии отзыва лицензии были реализованы качественные активы с одновременным отражением на балансе учтенных векселей сомнительных эмитентов». 

Понятно, что имеется в виду новое руководство и новые акционеры.

- Однако Виталий Авдеев обвиняет в выводе средств именно прежний состав правления и лично Вадима Егорова. Сайт «Moskow Post» вчера опубликовал статью под заголовком «Как слить БайкалБанк». В ней со ссылкой на Виталия Авдеева утверждается следующее: «С конца 2015 года на балансе «БайкалБанка» находились векселя «Судостроительного банка» на сумму порядка 600 миллионов рублей. В начале 2016 года у «Судостроительного банка» была отозвана лицензия. Закономерным решением со стороны руководства было бы включение БайкалБанка в реестр кредиторов, однако председатель правления Егоров пошел по другому пути. Векселями банка с отозванной лицензией он рассчитался с компанией «Кредо» - в счет оплаты имущества, которое эта компания должна была продать банку. Речь шла о помещениях для офисов БайкалБанка в Крыму. Ранее эти помещения принадлежали «Укрсиббанку», однако после референдума были выкуплены одним из акционеров БайкалБанка. При этом в тринадцати из них банк уже даже запустил свои отделения, заключив с собственником договор безвозмездного пользования, и Егоров как руководитель знал об этом. Как компания «Кредо» собиралась продать банку то, что ей не принадлежало? Акционерам, среди которых был и Виталий Авдеев, удалось разыскать договор о покупке компанией «Кредо» указанных помещений - но только реальный их собственник отрицал факт заключения подобной сделки. И все же векселя на сумму более 600 миллионов рублей с ведома Егорова оказались выведены с баланса банка».

Вы можете это прокомментировать? 

- Во-первых, Авдеев или автор статьи, случайно или умышленно, спутали даты. Лицензия Судостроительного банка была аннулирована не в начале 2016 года, как написано в статье, а 16 февраля 2015 года. Соответственно, и векселя этого банка появились на балансе БайкалБанка не осенью 2015 года, а значительно раньше.

Во-вторых, еще в апреле 2015 года Арбитражный суд Москвы признал Судостроительный банк банкротом. По оценке Центробанка РФ, стоимость стоимость активов банка на тот момент не превышала 8,9 млрд рублей, а обязательства перед кредиторами составляли 48 млрд рублей.

Это означает одно - векселя Судостроительного банка давно неликвидны. Включение в реестр кредиторов в таких безнадежных случаях носит формальный характер. Получить что-то стоящее невозможно. Но если бы эти векселя оставались на балансе БайкалБанка, то под них надо было бы создавать резервы - уменьшать капитал.

Поэтому Егоров, по моему мнению, действовал в интересах БайкалБанка, избавляясь от заведомо неликвидных векселей.

Кроме того, насколько мне известно, операция с векселями не была завершена. Готовилась новая проводка, в результате которой банк должен был получить права кредитора по отношению к организации, располагающей ликвидными активами. Но эту проводку Виталий Авдеев, уже будучи у руля БайкалБанка, отказался согласовать. Возможно, чтоб было в чем обвинить прежнее правление.

Полагаю, что и даты в статье напутаны не случайно, а для того, чтобы хронологически притянуть, пусть и за уши, историю с векселями к апрельскому кризису в БайкалБанке.

- В статье на сайте «Moskow Post» также речь идет о крупных кредитах, выданных БайкалБанком в конце 2015 года...

- Я читал. Технические кредиты есть в большинстве банков. Оформляются одни займы, чтобы погасить другие, невозвратные, и освободить резервы. Это не вывод активов, движение средств происходит внутри баланса банка.

Да, такая практика, разумеется, не поощряется регулятором, но она не ухудшает финансовое положение банка, а наоборот. 

Что касается оформления недвижимости ООО «Биллинг-центр» в залог Владимиру Гейдебрехту, то это была превентивная мера прежнего руководства БайкалБанка как раз во избежание вывода активов новыми владельцами. Опасения-то были, и, как показали последующие события, обоснованные. Но данная недвижимость сохранена, и теперь может быть использована для исполнения обязательств банка перед клиентами. За это можно только поблагодарить Владимира Оттовича.

Меня вообще удивляет лексика статьи «Moskow Post»: «расследование», «масштабная ревизия» и т.д. Еще в мае, когда Авдеев и другие представители «банковского альянса» появились в БайкалБанке, им предоставили всю необходимую информацию, все допуски для детального анализа баланса. Ничего тайного для них там просто не осталось.

Да, конечно, не все идеально было. Это жизнь, это бизнес. Но никаких обвинений в адрес прежнего руководства БайкалБанка на тот момент не прозвучало. Они стали озвучиваться Авдеевым уже после того, как совет директоров, в состав которого входит Егоров, направил в Нацбанк Бурятии протокол о фактах интенсивного вывода активов новым правлением БайкалБанка.

Да и странно представить, чтобы Егоров, который без малого двадцать лет растил и развивал БайкалБанк, вместе с коллективом провел его через несколько кризисов, относился к нему как главному своему детищу, вдруг, извините, «съехал с катушек» и начал растаскивать все, что собирали по крупицам. Лично я в это не верю. Тем более, что Егорову далеко до пенсии, покидать Бурятию он не собирался, и сейчас остается в республике, мог бы управлять банком еще долгие годы. 

- В СМИ опубликована информация, что оба председателя правления - прежний и новый - подали друг на друга заявления в правоохранительные органы. Это правда?

- Лично Егоров не подавал. Это я знаю точно. В МВД был направлен протокол совета директоров, на котором председательствовал не Егоров, а Николай Югов. Он - заместитель председателя совета. Понятно, что это заседание проходило без участия Александра Венидиктова.

Насчет Виталия Авдеева - не знаю. Официальные представители нового руководства сообщали, что «поданы обращения в правоохранительные органы». Но кто их подписывал, мне неизвестно.

- Есть у вас сведения о том, насколько масштабным был вывод активов из БайкалБанка в июне-августе?

- По приблизительной оценке, стоимость активов, утраченных в результате схемных операций нового руководства, свыше трех миллиардов рублей. Точную цифру назовет временная администрация после завершения комплексной проверки и оценки баланса банка.

Пока есть данные, что для вывода активов использовались векселя различных ООО с незначительным уставным капиталом. По сути - фантики! Их, видимо, имел в виду зампред ЦБ РФ Михаил Сухов, говоря о «векселях сомнительных эмитентов».

Например, ИСУ (ипотечные сертификаты участия - ред.), которые были в БайкалБанке, выведены через РУБанк в московское ООО «Примпоставка» в обмен на векселя. ПИФ «Полюс» через тот же РУБанк «ушел» в брокерскую фирму «Центр Финанс». Кредит председателя совета директоров АТБ Андрея Вдовина на сумму около 200 млн рублей, о котором тоже написано в статье «Moskow Post», продан некоему ООО «Финсервис».

Некоторых клиентов, являющихся пайщиками ПИФов недвижимости, новое руководство БайкалБанка каким-то образом сумело убедить передать паи в управление. Если их тоже успели вывести, то люди могут потерять десятки миллионов рублей каждый. Причем, эти средства не застрахованы.

Остается надеяться, что АСВ успеет отменить сделки последних двух месяцев. У него есть такое право.

- Но с вкладами-то проблем не будет? Они же застрахованы.

- Если в БайкалБанке в последние два месяца применялись такие же схемы сокрытия вкладов, как в Арксбанке, то проблемы будут. Найдите страницу вкладчиков этого банка ВКонтакте. Там люди сетуют, что приходят за возмещением своих вкладов, а у них суммы по реестру от 20 до 200 (!) раз меньше, чем реальные, которые они доверили банку.

А то, что из БайкалБанка хотели сделать «пылесос», подобный Арксбанку, мне лично представляется очевидным. Новое руководство на первой же пресс-конференции заявило о том, что приоритетным направлением будет работа в Москве, в Крыму, в Красноярске. Почему? Там население более денежное.

Виталий Авдеев вполне откровенно сообщал, что «последние 1,5-2 месяца приросты по вкладам превышают те суммы, которые люди по сроку хотят забирать. У нас активно работает Москва, Крым, движение в пользу банка со стороны вкладчиков. Это выражается увеличением объемов вкладов». 

Ну, прямо чудеса маркетинга!

Есть сведения, что для привлечения вкладов новым руководством БайкалБанка был заключен некий агентский договор. В Орликовском переулке в Москве работал офис, где принимались вклады от имени БайкалБанка. Очереди выстраивались! Но банка там не было, сидела какая-то другая компания. А раньше там же принимали вклады для Арксбанка.

Что это за схема, наверное, выяснит временная администрация. Есть предположение, что договоры с вкладчиками могли заключаться от имени одного банка, а деньги оседать в другом. 

- Какова вероятность, что схемы Арксбанка могли использоваться и в БайкалБанке?

- На мой взгляд, высокая. Ведь Арксбанк и РУБанк, у которого 22 августа тоже отозвали лицензию, входили в тот самый «банковский альянс», куда был втянут и БайкалБанк. Даже названия вкладов очень похожи. В РУБанке был «Бархатный сезон», в БайкалБанке с приходом нового руководства появился «Высокий сезон».

Кстати, РУБанк до 2014 года назывался «Ростовский универсальный банк». Виталий Авдеев раньше работал в Ростове-на-Дону.

- Многих волнует вопрос, надо ли платить по кредитам, оформленным в БайкалБанке?

- В принципе платить, конечно, надо. Но только после получения официального уведомления от временной администрации с реквизитами банка, который будет принимать эти платежи.  

До его получения - ни в коем случае. Лучше даже, получив уведомление, дополнительно все уточнить, чтобы не стать жертвой подлога. Если кредиты были переданы каким-нибудь ООО-шкам, то АСВ может отменить сделки, и тогда придется платить дважды.

Опасения вызывает и то, что из БайкалБанка людьми «банковского альянса» выносились документы, в том числе кредитные дела. Под предлогом изучения, анализа, ревизии. Многое не вернулось. Где теперь эти документы? В каких руках?  Кто предъявит требования об оплате кредитов? В этом сразу сложно будет разобраться, тут благодатная почва для мошеннических действий.

Еще раз повторюсь: никаким ООО платить нельзя!

- Спасибо. Мы продолжим нашу беседу и во второй ее части поговорим подробнее о «банковском альянсе», жертвой которого стал БайкалБанк.

Автор: Саян Жигмытов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях