К общероссийскому экономическому спаду добавится сокращение федеральных трансфертов, на которое пойдет правительство РФ в свете новых вызовов, сообщает Интернет- журнал «Республика».
- Первыми удар кризиса уже почувствовали строители, скорее всего нас ожидает массовое банкротство большинства крупных застройщиков и подрядчиков, - предрекает эксперт. - Если до этого они держались за счет внутренних ресурсов, то сегодня их не осталось.
Показательно для строительной отрасли заявление, с которым на прошлой неделе выступилаТГК-14. У нескольких застройщиков арестовали технику, за долги по теплу и горячей воде. Это ОАО «Мехстрой» (задолженность - 837 тысяч рублей). Судебные приставы арестовали четыре единицы автотраспорта: два башенных крана, автомобильный кран и автобетономешалку на сумму 545 тысяч рублей.
У другой строительной компании, задолжавшей за тепло более 2 млн. рублей, в залог забрали автобетономешалку. Заложенная техника в случае отсутствия оплаты в установленные сроки будет оценена и передана на торги для принудительной реализации. Вырученные от продажи денежные средства направят в счет погашения задолженности перед «ТГК-14». Как отметили в компании, на конец августа долги юридических лиц составили 147 миллионов рублей.
- Получается у предприятий просто не осталось средств на оплату элементарных вещей. Это как если бы простой горожанин не сможет оплачивать за свет и тепло, то есть у него остается денег только на оплату самых минимальных затрат - продукты и товары первой необходимости, - говорит Бадмаев.
В целом экономика Бурятии сегодня, по мнению эксперта, находится в тяжелом положении.
- В республике не осталось костяка предприятий, а единственное - авиазавод сейчас находится в предкризисной ситуации. Я думаю, что в ближайшие год-два от устаревшего завода его собственник обязательно избавится, - говорит Алдар Бадмаев. - Мы упустили тот момент, когда производство можно было не просто модернизировать, а поставить на новые рельсы. Как это, например, сделали иркутяне с разработкой МС-21, который они начали разрабатывать самостоятельно и лишь потом подключили федералов. Мало кто знает, что наш завод единственный на территории России, который может строить как вертолеты, так и самолеты. Сами производственные помещения рассчитаны на то, чтобы можно было выпускать и самолеты. Но мы умудрились не воспользоваться этим уникальным шансом.
По мнению экономиста, строительство и сопутствующие области уже переживают скрытое банкротство, нет тендеров для региональных компаний, заявления о доступной ипотеке оказались лишь декларациями. Теперь осталось ждать лишь публичного банкротства. Надо понимать, что это сотни работников, которым надо оплачивать ежедневные расходы, кредиты. Плюс кризис общероссийский - задержка зарплат, снижение доходов, покупательской способности рубля.
Выходом из такой ситуации для бурятского бизнеса может стать, как бы это банально, не звучало - развитие. Но за пределами региона и даже страны.
- Сейчас очень высок спрос на российские товары в той же Монголии и Китае. Это то самое направление на страны АТЭС, о котором мы так долго говорим. И монголы уже поняли насколько это выгодно - импортировать российские товары, даже со всеми расходами на доставку они все равно выигрывают, - говорит Бадмаев.