Планируется, что эффективной формой государственно-частного партнерства образования и науки в нашей республике должны стать инновационные территориальные кластеры, объединяющие научно-производственные связи в одной или нескольких приоритетных отраслях экономики региона. В Бурятии уже имеется опыт участия вузов и институтов СО РАН в развитии кластеров. Однако разработки при учебных заведениях остаются на местном уровне, серьезной же заявки в федеральном, уж не говоря о мировом масштабе, пока нет.
- Необходимо сделать акцент на развитии прикладной науки. Наука нам должна подсказать, где мы должны сделать прорыв, какие мы можем внедрить инновации, чтобы на их основе повысить конкурентоспособность, - высказал свою мысль на заседании Совета по науке и инновациям Вячеслав Наговицын.
Бизнес-ангел для ученых
Возможно, некоторым нашим ученым сложно преодолеть барьер и активно продавать свои знания. Научный, порой творческий процесс занимает их намного больше, чем презентация результатов. Поэтому зачастую исследования оказываются нереализованными или не доведенными до конца. Так, не получив соответствующей финансовой поддержки, погибает множество трудов.
Вывести местные разработки на новый уровень этим летом решились несколько энтузиастов из Бурятии, которые организовали компанию Diagnostic Reagents & Devices (DRD). Основной костяк команды состоит из шести человек, которые занимаются разработкой и внедрением диагностических устройств – экспресс-гемотестов, основанных на инновационных био- и IT-технологиях.
Став резидентом инновационного центра «Сколково», 17 ноября компания впервые представила разработки в кластере «Биомед» и получила поддержку на осуществление проекта «Ключевые биомаркеры для оценки риска повреждения мозга и экспресс-гемотесты на их основе».
- «Сколково» работает на принципах частно-государственного партнерства. И там всегда ищется соинвестор, та компания, организация, которая впоследствии будет инвестировать в проект и продвигать его. Мы находимся сейчас на той стадии, когда фонд «Сколково» готов профинансировать проект на 50%, на оставшуюся половину мы должны найти соинвестора, - объясняет финансовый директор DRD Анжей Жимбиев.
По сути, «Сколково» сегодня представляет собой инновационный комплекс, сотрудники которого помогают начинающим компаниям, занимающимся разработками новых технологий, различную помощь, начиная с ведения бухгалтерии и юридического сопровождения деятельности предприятия и заканчивая инвестициями.
- Если вам нужен бухгалтер, вы можете обратиться в технопарк «Сколково», они будут вести бухгалтерию за вас за сравнительно небольшие деньги. Так вы не будете распыляться по мелочам, - объясняет Анжей Жимбиев. - Вы не представляете, какие возможности дает освобождение от уплаты НДС и налога на прибыль. Это невероятная помощь. «Сколково» - это большой бизнес-ангел. Главное, чтобы вы свой продукт (идею) не положили потом на полку, а чтобы он стал продаваться в России и мире.
Предприниматель видит огромный потенциал в области биотехнологий и биомедицины.
- Эта отрасль имеет колоссальные обороты, потому что самое главное для человека – это здоровье. Как известно, в России регистрируется большое количество инсультов, а значит, огромное бремя ложится на государство и на семью. Мы должны эту ситуацию изменить. А если мы еще можем сделать высококонкурентный выгодный коммерческий продукт и помочь государству в этом плане? Почему бы и нет? И для меня это выход на какой-то другой уровень личностного роста, - говорит он.
Молодая компания уже в ближайшем будущем планирует наладить производство своего продукта именно в Бурятии. И, кстати, «Сколково» такую идею полностью поддерживает, уверяют нас разработчики.
- В Бурятии наблюдается явный недостаток высокотехнологичных производств. У нас практически один крупный завод. Поэтому производство мы хотим сделать именно здесь, и, возможно, те профессионалы, кто уехал из Улан-Удэ, потихоньку будут возвращаться с проектами и поднимать экономику республики, - уверен Анжей.
Инновационные разработки
- Мы планируем создать продукт наподобие теста для диабетиков, когда пациент капает капельку крови на тест-полоску, происходит реакция и в течение нескольких секунд появляется колориметрический ответ в виде определенного цвета, - объясняет технологию работы финансовый директор DRD.
По замыслу коллектива, через несколько лет каждый пользователь может скачать себе на смартфон мобильное приложение для моментального измерения результата такого теста. Человек просто делает фото, и приложение определяет результат. Его сразу можно будет отправить своему терапевту или неврологу. Приложение является облачным, то есть хранит все данные, собирает статистику. Возможны и его модификации, например, для полиции или армии.
Разработчики гемотеста отмечают, что обычные тесты крови в условиях лабораторий делаются долго и стоят дорого. Их же продукт справится с задачей всего за пару минут и будет стоить на рынке около 400 рублей.
- В России за год происходит 1 млн сотрясений мозга – огромное количество этих сотрясений сопровождается потерей трудоспособности человека. Это наносит вред как семейному бюджету, так и экономике в целом, - сообщает Анжей Жимбиев. - Результаты же экспресс-гемотестов могут служить объективным критерием при решении социально-медицинской экспертизы по возвращению лиц к активной трудовой деятельности, в спорт, на учебу и военную службу.
Кликните на картинку, чтобы увеличить
Разработчики приводят пример того, что этой осенью ФИФА разрешила остановки матчей в случае подозрений на сотрясение мозга у игроков. Именно их продукт станет необходим в таких ситуациях, когда, скажем, всего за минуту медперсонал сможет определить состояние игрока, а не верить на слово.
По словам нашего собеседника, данная технология имеет большой коммерческий потенциал и широкую возможность по сбыту продукции. По расчетам самих разработчиков, гемотест сможет на 10% сократить расходы государства на здравоохранение в этой области.
- Помимо этого, мы смотрим в сторону Китая, потому что Китай – это огромный рынок, в котором регистрируется порядка 13 млн сотрясений мозга ежегодно и 8 млн инсультов, - рассказывает Анжей Жимбиев. - Сейчас компания DRD ищет соинвестора. После того как деньги будут найдены, в течение первого года будет осуществляться работа над прототипами, на второй год будут проведены клинические испытания и оформлены документы, на третий год пойдет коммерциализация проекта, поиск дистрибьюторов и производство.