В Ташкенте состоялась трёхсторонняя встреча президента России Владимира Путина, председателя КНР Си Цзиньпина и президента Монголии Цахиагийн Элбэгдоржа.
В числе прочего главы трех государств обсудили вопрос строительства ГЭС в Монголии, которая может негативно сказаться на экологическом состоянии озера Байкал и прилегающих к нему Бурятии и Иркутской области, об этом сообщает пресс-служба Кремля.
- Хотел бы отметить, что на наших глазах происходят весьма позитивные изменения в области сотрудничества в экологической сфере всего региона. Знаю, что монгольская сторона планирует строительство гидротехнических сооружений в бассейне реки Селенга. Нам бы очень хотелось самым внимательным образом проработать этот вопрос с монгольскими друзьями и с Китайской Народной Республикой, – сказал российский президент.
Путин отметил, что отношение России и международных природоохранных организаций к этому проекту известно: его реализация может порождать определённые риски для водоснабжения Бурятии, Иркутской области и уникальной экологии Байкала. Селенга – главный приток озера.
- Что касается энергодефицита Монголии, то это вопрос серьёзный, мы это понимаем. Об этом, безусловно, нужно думать и эту проблему нужно решать. Но решать можно разными средствами, и прежде всего – путём развития энергетического комплекса всего региона. Например, российские станции могли бы увеличить подачу вырабатываемого ими электричества в северные районы Монголии, – соощил президент России.
В своем выступлении Элбэгдорж тему строительства ГЭС никак не затронул.
О намерениях Монголии создать собственные ГЭС широкая общественность узнала четыре года назад. Тогда Всемирный банк выразил готовность профинансировать проект МИНИС по развитию инфраструктуры горнорудной промышленности. Речь шла как минимум о двух гидроэлектростанциях – на самой Селенге и на её притоке – реке Орхон. Таким образом монголы планировали решить проблему энергодефицита.
В 2013 году появился третий проект – на реке Эгийн-Гол, который финансирует Китай. Именно он сегодня вызывает особые опасения у учёных. Монголия предпочла не сообщать о нём России, хотя подобного рода договорённости существуют между странами с начала 2000-х. Но что строительство объекта стартовало, в соседнем государстве не отрицали. Выдвигались железные аргументы: поскольку это внутренняя река, строить на ней можно. Но, дело в том, что Орхон является одним из притоков Селенги. А потому угроза для главной артерии Байкала и самого озера сохраняется.
В случае строительства гидроэлектростанции и монгольские, и бурятские учёные предрекают возможность локального апокалипсиса на Байкале.