Организаторы - ведущие российские монголоведы, большинство из которых сейчас составляют ученые Бурятии. От монгольской стороны выступал Гунгаа Базарваань, начальник отдела изучения России и Центральной Азии Института стратегических исследований при Совете национальной безопасности Монголии. Из Москвы приехал Александр Железняков, доктор политологии Института социологии РАН. Infpol.ru уже сообщал о выступлениях Александра Железнякова и Владимира Родионова. Доклад Гунгаа Базарвааня «Политика третьего соседа Монголии» был не менее интересным.
Он познакомил собравшихся с концепцией «третьего соседа» Монголии. Как известно, исходя из географического положения Монголии, у нее сегодня всего два соседа. Тем не менее есть концепция, направленная на формирование политики «третьего соседа». По мнению монгольского ученого, исторический опыт показал, что монголам необходимо учитывать интересы обоих соседей, причем эти интересы должны быть четко сбалансированы. Концепция «третьего соседа» основывается на тех же принципах, которые реализуются в отношении двух соседей.
Политика «мягкой силы»
- У меня много друзей в России и Китае, которые спрашивают: «Ваша концепция направлена против двух соседей?». Нет, она не направлена против двух наших основных соседей, – признался Базарваань. – Источник этой концепции в том, что мы должны учитывать интересы всех заинтересованных государств. Мы хотим обозначить в какой-то степени данную концепцию как политику «мягкой силы». Это направление внешней политики не является инновацией Монголии. В 1970-х годах такой концепции придерживалась Канада. Данная концепция была обозначена как третий выбор. Поскольку в географическом плане Канада имеет одного соседа, в 1970-е годы была разработана концепция выбора других стран как сопутствующих партнеров и в плане развития экономики.
Монгольский гость напомнил о том, что концепция «третьего соседа» не является новой и для самой Монголии. В ее истории были факты проведения такой политики.
- Во времена Богдо-Гэгэна мы очень активно взаимодействовали с более чем десятью странами, большей частью с восточными. После этого третьим соседом была Маньчжурия, с которой мы тоже налаживали определенные контакты и взаимодействовали. После 90-х годов прошлого столетия мы взяли за основу эту широкую политику третьего соседа и пытаемся ее в определенной степени реализовывать, – сообщил гость «круглого стола».
Понятие «третьего соседа» - это не географическое понятие. У Монголии есть основания для того, чтобы искать партнеров в области экономики среди других стран.
- Для этого есть очень веские основания. Мы сейчас находимся в ситуации, когда вынуждены реализовывать эту политику, - считает ученый.
Параметры «третьего соседа»
Как же политика «третьего соседа» понимается в Совете национальной безопасности и во внешней политике Монголии? Кто потенциальный третий сосед Монголии? Какой ряд параметров и характеристик к нему предъявляется?
- В концепции «третьего соседа» можно выделить три основных вопроса. Первый - государство должно быть развитым и демократическим, – подчеркнул Базарваань. – Второй - в каких направлениях мы должны развивать эту концепцию? Очевидно, что это должны быть политика, экономика, культура и гуманитарная сфера. Данная концепция является максимально открытой, прозрачной и не направлена на какие-то скрытые идеи. Она основана на базисных нормативах, прежде всего на конституции. Монголия является демократическим государством. Соответственно, третьим соседом и основным партнером должно быть такое же государство.
Предвосхищая вопрос о том, какие конкретно государства могут быть «третьим соседом» Монголии, наш гость перечислил Японию, США, Турцию, ЕС, Индию и ряд других стран. Затем ученый еще раз обозначил приоритетные направления для реализации данной концепции. Одними из главных целей внешней и внутренней политики Монголии являются демократизация общей ситуации, защита прав человека и приоритет общечеловеческих ценностей.
- Если говорить про политическую сферу, внешняя политика Монголии направлена на то, чтобы максимально снизить напряженность между соседями, не участвовать в конфликтных ситуациях, основываться на добрососедских и взаимовыгодных отношениях со всеми странами, которые мы обозначили, – подчеркнул Базарваань.
Экономические интересы
Говоря об экономике, наши соседи признают, что хотят диверсифицировать ее направления в третью сторону.
- Сейчас у нас в экономике сложилась такая ситуация, что пытаемся в равной степени учитывать интересы двух наших соседей. Но в последнее время показатель в сторону Китая все-таки превышает, - признает ученый.
Вместе с тем в экономике нет явной тенденции к увеличению двусторонних связей с «третьими соседями».
- Во взаимоотношениях с третьими соседями превалирует отношение к Монголии как к источнику энергоносителей, в первую очередь угля. Как сегодня упоминалось, есть интерес к разработке месторождений Оюу Толгой, Таван Толгой, - напомнил Базарваань. - Нужно помнить, что изначально Монголия является аграрной сельскохозяйственной страной и есть очень много механизмов взаимодействия, в т.ч. с третьими соседями именно в области сельского хозяйства. Если затрагивать гуманитарную и культурную сферу, то мы в этом направлении тоже усиленно работаем и пытаемся прежде всего развивать собственную систему образования.
- Довольно часто задается вопрос, является ли концепция «третьего соседа» концепцией сотрудничества с НАТО? - задали вопрос монгольскому гостю.
- Концепция направлена на всестороннее сотрудничество с разными странами. В нашей концепции национальной безопасности четко обозначено, что мы адекватно оцениваем возможности наших двух соседей и третьего соседа и абсолютно одинаково к ним относимся. Во внешней политике у любого государства есть определенные приоритеты. То же можно, конечно же, сказать и про Монголию, - дипломатично ответил Базарваань. - В Совете национальной безопасности и нашей внешней политике отражается, что два наших соседа являются основными направлениями нашей деятельности, сотрудничества для современной Монголии. Если говорить о взаимоотношениях между нашими соседями, естественно, они оказывают очень сильное влияние на Монголию. Но вместе с тем мы хотим рассматривать сотрудничество с третьим соседом, которое в определенной степени является выгодным и для самих этих стран.
Украинский вопрос
- Вы сказали, что признаете третьими соседями ряд стран. Признают ли они себя третьими соседями? Как это выражается институционально? Накладывает ли это определенные обязательства?
- Точно такой же вопрос мы задаем третьим соседям на двусторонних встречах. Есть ли определенный приоритет в отношении нас с вашей стороны? Что касается именно институциализации этого процесса, то нет таких механизмов, которые бы могли четко показать тот или иной метод. Если говорить про страны, которые действительно проявляют себе в плане риторики, - Францию, США, Японию, они часто упоминают о том, что являются третьим соседом Монголии.
- Но готовы ли они нести какие-либо обязательства, в первую очередь в плане безопасности? В свете последних событий на Украине Монголию это не может не волновать?
- Я уже говорил, что в концепции национальной безопасности прописано, что учитываем интересы всех стран. Если говорить про конкретные шаги, то это не прописано в документах, тем не менее есть потенциальная возможность это проявить.
- Вызвало ли в политических кругах Монголии какое-то беспокойство ситуация в Крыму, с Украиной?
- В принципе мы ситуацию отслеживаем, придаем какое-то значение. Но я не являюсь тем человеком, который определяет какое-то решение. Я просто исследователь.
- Какие страны являлись третьим соседом во времена Богдо-Гэгэновской Монголии?
- Да, были попытки отправки писем. Но никто не признавал независимую Монголию. Признавали единый Китай. Но были два государства, которые в этот период признали Монголию, помимо Советской России - это Тибет и Тувинская народная республика. С точки зрения дипломатии эти страны были главными соседями. Если говорить про отношения, то это действительно было началом для зарождения концепции третьего соседа. А если говорить про страны, то, конечно же, Тибет и Тувинская республика признавали Монголию.
- Существуют ли механизмы, исключающие доминирование какой-либо страны. Т.е. существует ли возможность, что этот баланс может быть нарушен в пользу одной из стран?
- Политика многоопорности призвана в определенной степени снизить зависимость, в том числе зависимость от третьего соседа. То есть это политика, которую мы реализуем, чтобы себя обезопасить.
Монголия
10320
«Третьи соседи» Монголии
Во время визита в Китай президент России провел и отдельную встречу с президентом Монголии. В связи с этим напомним, что недавно в Улан-Удэ прошел международный научный «круглый стол» под интригующим названием «Политические образы России в Монголии: текущая ситуация и тенденции»
Подписывайтесь
Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях