Напомним, на днях в Бурятском госуниверситете состоялось внеочередное заседание учёного совета (УС). В повестке значился один-единственный вопрос – обсуждение кандидатуры Валерия Архинчеева – профессора кафедры космической физики физико-технического факультета – на пост ректора. Правда, самого претендента почему-то предупредили о мероприятии незадолго до его начала. Ему предложили озвучить программу развития вуза, даже не дав времени на подготовку.
- Перед заседанием был разработан определённый сценарий: я выступаю с программой развития, которую учёный совет не поддерживает, – рассказал infpol.ru Валерий Архинчеев. – Я сказал, что не готов представить программу сейчас и предложил сделать это на очередном заседании, назначенном на 26 мая.
Но, как выяснилось, Минобрнауки Бурятии в федеральном центре поставили определённый срок – информацию о кандидатах нужно предоставить не позднее 25-го числа. В итоге члены учёного совета так и не дали согласия на то, чтобы Валерий Архинчеев выступил 26 мая. Вероятно, руководство вуза просто решило отгородиться от неудобных вопросов со стороны депутатов и представителей СМИ.
Успеть за 20 секунд
К обсуждению ситуации вокруг выборов ректора БГУ подключился и Народный Хурал. Специально созданная рабочая группа, в которую вошли парламентарии и представители правительства республики, провела несколько заседаний. На том, что состоялось в минувший понедельник, страсти накалились настолько, что присутствующие стали переходить на личности, критиковать друг друга и даже обещали рассказать некие секреты, сообщила тогда телекомпания АТВ.
Бурная дискуссия развернулась и сегодня, 26 мая, на внеочередной сессии республиканского парламента. Сама сессия, собственно, была посвящена внесению изменений в закон о республиканском бюджете на 2016 год. Однако после утверждения повестки слово взял депутат Матвей Баданов.
- Мне достаточно будет 20 секунд, уже после основного вопроса, – отметил он.
На трибуну Баданов поднялся уже после завершения заседания Народного Хурала. Он рассказал, что перед сессией было объявлено об очередном заседании рабочей группы по ситуации в БГУ.
- На нём делегаты, которые встречались с главой Бурятии, изложили суть разговора. И у некоторых членов рабочей группы создалось ощущение, что её деятельность ни к чему не привела. Есть предложение созвать ещё одну внеочередную сессию, – подчеркнул парламентарий.
Для этого, по его словам, необходимо заручится поддержкой как минимум 22 депутатов.
- Сомнений в том, что это количество подписей наберут, нет. Есть возможность рассмотреть вопрос прямо сейчас, чтобы избавить друг друга от взаимных мучений. Не знаю, уложился ли я в двадцать секунд, – заключил Баданов.
Любая кандидатура
Слово взял спикер Цырен-Даши Доржиев.
- Глава республики просит, чтобы за его и за моей подписью в адрес министра образования России Ливанова “ушла” ещё одна кандидатура, – поведал он и посоветовал министру образования Алдару Дамдинову как можно быстрее организовать это. – Учёный совет соберётся, не соберётся? Говорят, 25 мая – окончательный срок? Но, возможно, мы успеем продлить сроки рассмотрения на уровне Минобразования России.
- А что за кандидатура? – прозвучало из зала.
- Да любую кандидатуру, учёный совет будет предлагать, – заявил Доржиев.
- А зачем сессию созывать? – выразили недоумение депутаты.
- Алдар Валерьевич, – обратился председатель республиканского парламента к Дамдинову. – Внятно скажите, это возможно или невозможно?
- Возможно или нет отправить письмо о продлении сроков? – уточнил тот. – Возможно. Решение принимается на уровне Министерства образования России, это в его компетенции.
Доржиев уточнил, обязательно ли кандидат на пост ректора должен получить одобрение учёного совета.
- Нет. Согласно действующему положению, необязательно иметь поддержку учёного совета или исполнительного органа власти. Можно подать документы напрямую в комиссию в порядке самовыдвижения. И комиссия примет решение о рассмотрении кандидатуры.
Спикер предположил, что для скорейшего решения вопроса министру, возможно, придётся отправиться в командировку в Москву.
- Сколько можно тянуть? – заметил он.
«Нужно соблюдение законодательства»
Тут реплику вставил бывший ректор Бурятского госуниверситета Степан Калмыков.
- Здесь речь идёт об элементарном соблюдении законодательства и процедуры выборов. В том, что произошло за последнее время, есть грубейшие нарушения. Голосование за кандидатов должно быть тайным, – отметил Калмыков.
Он упомянул о недавнем внеочередном заседании учёного совета, на котором голосование проводилось открыто. Напомним, большинство присутствовавших выразили недоверие Валерию Архинчееву, однако десять человек его всё же поддержали.
- Нужно соблюдение законодательства, – повторил бывший ректор вуза. – Есть неопределённость. Говорят, что правительство вмешиваться не должно. Но давайте вспомним письмо, где за подписью главы Бурятии были прописаны рекомендации в обход интересам коллектива. Надо решить этот вопрос, чтобы люди нормально работали. А то получается, что республиканские власти вмешиваются в процесс, когда им надо, а когда им этого не надо – у них сразу нет на это полномочий.
«Не помню отчество»
Затем Матвей Баданов продолжил выступление. Он признался: происходящее в БГУ вызывает у него озабоченность, а легитимность учёной степени Николая Мошкина, который исполняет обязанности ректора и, судя по всему, твёрдо намерен избавиться от приставки и. о – большие сомнения.
- Он назначен и. о. только лишь для организации нормальных выборов нового ректора. По прошествии года мы узнаём, что единственным человеком, который претендует на пост ректора БГУ, является тот же самый Мошкин. Я не могу назвать его доктором, поскольку многие считают, что это звание является весьма сомнительным и тому есть ряд подтверждений, – отметил Баданов. – Когда мы поднимаем вопрос по этой теме, его предлагают отдать на откуп учёному совету. Я присутствовал на заседании совета и два дня, и год назад. Он весьма изменился. Сегодня в его составе 65 человек. Двое из них – студенты, а 33 являются исполняющими обязанности. Они все находятся в жесточайшей административной зависимости от ещё одного исполняющего обязанности. Это тот же самый Мошкин Николай… не помню отчество.
На скандальном заседании УС 25 мая присутствовало 44 человека. По словам депутата, происходившее больше напоминало театр. А в ходе встречи главы Бурятии с делегатами и вовсе выяснилось, что вмешиваться в ситуацию в данный момент Народный Хурал не имеет права.
- Я считаю, что если данный вуз находится здесь, в Бурятии, парламент не должен спокойно смотреть, как разрушается альма-матер многих депутатов и специалистов, которые работают в республике, – заявил Баданов.
Мнения высказывались разные, но к единому парламентарии всё же пришли: решили собирать подписи за проведение внеочередной сессии. Её посвятят ситуации вокруг выборов ректора.