Прошло уже больше месяца с того момента, как в единственном региональном банке Бурятии произошёл технический сбой. Почти неделю жители бурятской столицы метались по городу в поисках мест, где можно снять деньги, часами простаивали в очередях и делились друг с другом советами – как и где обналичить «пластиковые» карты/ Ажиотаж начал спадать 30 апреля, когда часть банкоматов заработала на выдачу наличных с ограничением в 10 тысяч рублей.
После первых «майских» праздников руководство «БайкалБанка» пообещало восстановить работу всей системы в течение 5-6 рабочих дней.
- Привлечение необходимой ликвидности осуществляется банком за счёт его золотовалютного запаса и рыночных активов. Этого достаточно для полного выполнения обязательств. Но их реализация требует определённого времени, – сообщил тогда председатель правления «БайкалБанка» Вадим Егоров. – Мы просим руководителей предприятий и организаций определиться со степенью срочности платежей и совместно со специалистами банка провести их реструктуризацию. Со своей стороны, банк с 26 апреля начисляет повышенный процентный доход на остатки денежных средств на расчётных счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Он также напомнил, что денежные средства индивидуальных предпринимателей застрахованы, как и вклады населения, на сумму 1,4 миллиона рублей каждый.
Месяц молчания
Всё это время обслуживающимся в кредитной организации предпринимателям приходилось сталкиваться с трудностями. Так, на межбанковские платежи установили лимит в размере 10 % от остатка на счёте, а банкоматы для юридических лиц ProCash не работали. Невозможно было снять наличные и, следовательно – оплатить аренду помещений и выдать зарплаты своим сотрудникам.
Клиенты – и нынешние, и бывшие – терялись в догадках, что же произошло на самом деле и обсуждали сложившуюся ситуацию в официальной группе «БайкалБанка» «ВКонтакте». Там же задавали «наболевшие» вопросы: «Будет какая-то информация? Молчание прекратится?». В случае, если обслуживание не возобновится, пользователи соцсетей даже прогнозировали «массовый отток» юрлиц и ИП.
Руководство финансовой организации прервало молчание лишь месяц спустя. На специально организованной пресс-конференции 19 мая представителям СМИ пояснили причины «коллапса». Как выяснилось, произошёл он из-за попытки «слива» зашифрованной информации.
- Когда пошёл первый сброс этой информации извне банка, автоматически сработала охранная система. И было управленческое решение просто отключить все каналы связи. Наверное, то, что мы просто стали закрывать офисы, было неправильно, и это наша ошибка: с клиентами надо общаться, – рассказал СМИ Вадим Егоров.
Он добавил: угрозы платёжеспособности «БайкалБанка» нет, как и оснований для проведения санации, банкротство ему не грозит. А незадолго до этого в учреждении взялись за восстановление мягко говоря «пошатнувшейся» репутации и начали рассылать официальные извинения «за доставленные неудобства» своим клиентам.
Претензий нет
Во время недавней поездки в Москву глава Бурятии Вячеслав Наговицын встретился с главой Центрального банка России.
- Эльвира Набиуллина сообщила, что сегодня у Центробанка нет вопросов к деятельности «БайкалБанка». У него были решаемые технические проблемы. Претензий к финансовой политике также не имеется. «БайкалБанк» имеет все возможности и ресурсы, чтобы полностью нормализовать ситуацию. Она не требует вмешательства регулятора, – рассказал на брифинге 3 июня пресс-секретарь главы республики Александр Мальцев.
Правда, когда именно нормализуется ситуация – опять неизвестно. Пока же вопросов меньше тоже не становится. Так, жители Севастополя и Крыма, которые обслуживаются в банке, рассказывают, что не могут снять деньги ни в одном банкомате. С подобными проблемами сталкиваются и улан-удэнцы. На это сотрудники финансовой организации поясняют, что «ажиотажный спрос на наличность ещё не спал и потому банкоматы довольно быстро опустошают».
Кстати, некоторые магазины и торговые сети Улан-Удэ так и не возобновили обслуживание по картам ББ. А юрлица и ИП сетуют на задержку платежей: «Платежи уже неделю не проходят, и они лишь кормят завтраками», – возмущается один из клиентов в официальной группе «БайкалБанка» «ВКонтакте». «Какую неделю, у меня ещё с 16 мая они висят!», – пишет другой.