Напомним, срок полномочий первого созыва Общественной палаты (ОП) истекает 7 июня. Затем к работе приступит новый состав из 42 человек. При этом 21 кресло займут представители общественных организаций – их имена стали известны ещё в апреле. Остальных, согласно закону, назначают или избирают глава, Народный Хурал и Совет муниципальных образований республики.
Бесполезный орган?
Общественную палату Бурятии чуть ли не с самого начала её работы в июне 2013 года окрестили как «бесполезный орган». В течение трёх лет её то и дело сотрясали скандалы. А самым громким, пожалуй, стал конфликт, разразившийся в июле 2014 года.
Тогда, на заседании комитета Народного Хурала по госустройству, парламентарии назвали организацию «клубом любителей пива» и «клубом любителей бега». Поводом же послужило предложение компенсировать расходы на рабочие поездки общественникам, которые представляют отдалённые районы Бурятии и не имеют возможности полноценно участвовать в работе совещательного органа за собственный счёт.
Оценить эффективность работы первого созыва Общественной палаты затруднинись даже в правительстве республики. Однако на одном из правительственных брифингов в апреле кое-какие итоги всё же подвели.
- По закону нет таких критериев, на основании которых мы могли бы оценить её деятельность и сказать, что она работает хорошо, удовлетворительно или плохо, – отметил замруководителя администрации главы и правительства Бурятии по развитию гражданского общества Михаил Харитонов. – Я могу высказать только своё субъективное мнение. Это первый созыв, многое было сделано – начиная с регламента и заканчивая мероприятиями, которые уже стали достаточно известными. Это Гражданский форум, ярмарка социально-ориентированных некоммерческих организаций, различные благотворительные марафоны. Прошёл целый ряд общественных слушаний.
«Критики было много»
Уровень активности членов ОП первого созыва, по словам Харитонова, был разным.
- Есть люди, которые, по сути, полностью отдали себя работе, уделяли этому много времени. Есть те, кто не проявили большой активности. Мы надеемся, что следующий состав будет более уравновешенным и все будут работать слаженно и дружно, – подчеркнул он.
Замруководителя по развитию гражданского общества, отвечая на вопрос журналиста, заметил, что Общественная палата – самостоятельный орган и властям не подчиняется.
- Это орган создан для обсуждения вопросов, интересующих всё общество. Он нужен для конструктивной работы, а не для того, чтобы устраивать какие-то протестные акции. Общественная палата – это не сила, которая борется с министерствами и ведомствами, муниципалитетами и так далее. Наоборот, она должна способствовать нормальному диалогу, – пояснил Михаил Харитонов. – С этой точки зрения и строится их работа. Поэтому говорить о какой-то подконтрольности, о том, что они работают в ручном режиме нельзя. Критики было много, много споров. Это один из наиболее «боевых» органов. Другое дело, что они, возможно, не все вопросы охватили.
«Им будет легче»
Сегодня, 3 июня, первый созыв Общественной палаты провёл последнее пленарное заседание. Перед началом мероприятия председатель Владимир Прокопьев дал небольшое интервью представителям республиканских СМИ. В частности, прокомментировал заявления о «бесполезности» ОП.
- В Бурятии Общественная палата была создана одной из последних среди 83 регионов страны, за исключением, конечно, Крыма и Севастополя. Потому, когда мы начинали работать, многие наши коллеги работали третий и даже четвёртый созыв. С одной стороны, это проще – было, у кого учиться, – отметил он.
Все три года, по его словам, члены ОП организовывали деятельность комиссий, формировали «актив», налаживали сотрудничество с экспертами.
- Одна из основных задач палаты – общественная экспертиза республиканских законов, постановлений правительства, нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, – пояснил Прокопьев. – А для этого необходимы знания и профессионализм. Для нас это было очень серьёзным экзаменом, поскольку люди заняты на своей основной работе. Но, по крайней мере, мы постарались создать небольшое экспертное сообщество, которое нам помогает.
Владимир Прокопьев отметил: общественники старались откликаться на все встававшие перед ними вопросы.
- Те предложения и рекомендации, которые были сформулированы по итогам работы палаты, не всегда брали на вооружение как республиканские власти, так и органы местного самоуправления. Думаю, второй созыв учтёт эти недоработки, как говорится, возможные упущения. Им, возможно, будет несколько легче, – подчеркнул он. – Но, с другой стороны, каждый год ставятся новые задачи, возникают новые проблемы. Самое главное, чтобы члены Общественной палаты знали, куда избирались, хотели и желали работать. К сожалению, у многих в первом созыве этого не наблюдалось.
Проигнорировали заседание
По словам Владимира Прокопьева, за три года в Общественную палату поступили сотни обращений, в том числе связанных с задержкой заработной платы и бездействием органов соцзащиты. Сколько именно просьб удалось выполнить, он назвать затруднился.
- Сложно сейчас сформулировать, слишком большой круг вопросов. Общественная плата должна показывать себя как орган, который может решать вопросы, но у нас, возможно, не всегда это получается. И я в таких случаях испытываю чувство неудовлетворения, неловкости, – признался он. – Стать тем самым связующим звеном между властью, бизнес-структурами и населением в полной мере нам ещё предстоит.
Изначально планировалось, что в итоговом пленарном заседании первого созыва ОП примут участие глава республики Вячеслав Наговицын и редседатель Народного Хурала Цырен-Даши Доржиев. Однако они так и не пришли. Общественники обиделись.
- Первых лиц я в зале не вижу, хотя уже пора начинать пленарное заседание. Надо это руководству республики – вот такой диалог между органами власти и населением в лице общественных организаций? Мне кажется, мы поставили общую задачу – повышение уровня и качества жизни населения. И когда обсуждаются актуальные вопросы сегодняшнего дня, почему руководство Бурятии не принимает участие в этом? Ведь какие-то вопросы могут возникнуть и к ним, – отметил Владимир Прокопьев.
Он рассказал, что за три года своей деятельности Общественная палата обращалась с письменными запросами в администрацию российского президента, Генпрокуратуру, Росреестр и ряд других федеральных ведомств. И они откликались, впрочем, как и некоторые республиканские министерства.
- В то же время на все наши запросы ни разу не ответили заместители председателя правительства Александр Чепик и Николай Зубарев, – с грустью констатировал Прокопьев.