Проблема ликвидации отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) остаётся неразрешимой задачей для науки и властей, сообщают «Известия»: они в любой момент могут попасть в Байкал. Надежды исправить ситуацию возлагались на проект по утилизации, который получил положительное заключение государственной экологической экспертизы. Предполагалось, что отходы забетонируют, и озеро будет вне опасности. Однако технологию, которая разрабатывалась много лет, признали бесполезной.
- В отношении БЦБК у нас не очень приятная информация. Акт подписан, информация уже доведена до сведения правительства. Классы опасности отходов после утилизации, описанные в проектной документации, не совпали с результатами лабораторно-химических исследований, – цитируют «Известия» начальника управления государственного экологического надзора Росприроднадзора Наталья Соколова.
«Будет катастрофа»
Сегодня отходы хранятся в так называемых картах-накопителях, дно которых покрыто водонепроницаемым экраном, а стенки изолированы слоем асфальта. Сейсмоустойчивость «карт» была рассчитана на 9 баллов. Строились они ещё в начале 70-х годов прошлого века.
По словам главы комиссии по экологии Общественной палаты России Сергея Чернина, более чем за 40 лет на БЦБК накопилось 6,2 миллионов тонн отходов производства.
- Они представляют собой шлам-лигнин, золу от сжигания шлам-лигнина, золу и шлаки от сжигания угля и содержат большое количество различных загрязняющих веществ. В «картах» протекают сложные физические, химические, биологические процессы. Загрязняющие вещества попадают в озеро Байкал с подземными и паводковыми водами, – пояснил он.
Чернин подчеркнул: в результате землетрясений и схода селевых потоков существует вероятность разрушения «карт-накопителей».
- Попадание накопленной массы отходов в Байкал будет, безусловно, экологической катастрофой, – сообщил глава комиссии по экологии.
Последняя надежда на проект ликвидации отходов БЦБК пропала после проверки Росприроднадзора.
- Мы провели исследования этих «омоноличенных», как было сказано в проекте, отходов шлам-лигнина. Взяли пробы. У нас следующая информация получилась: «омоноличенные» после применения цемента отходы относятся к 4-му классу опасности. То есть он никаким образом не понижен, – рассказала Наталья Соколова. – К большому сожалению, те ожидаемые результаты, которые в заключении государственной экологической экспертизы преподносились в качестве возможного положительного эффекта, не достигнуты.
К слову, результаты этой проверки обсуждались на совещании у вице-премьера Александра Хлопонина 2 июня. В итоге было дано поручение «предусмотреть выделение средств в бюджете на доработку проектной документации в части технологии, применяемой для ликвидации воздействия этих отходов».
- Завершающее поручение даёт понять, что предыдущая технология признана несостоятельной. Результаты нашей внеплановой проверки это доказали, и абсолютно однозначно будет выбираться некая новая технология, а экспертиза проводиться уже на уровне Росприроднадзора, – отметила начальник управления государственного экологического надзора.
Доработать проект
В итоге проект официально признан неэффективным, а вот что делать с 6 миллионами тонн опасных веществ, никто не знает. Хотя угрозу этой катастрофы осознают и экологи, и власти. И ищут выход.
- Я сторонник того, чтобы попытаться доработать проект. Да, к нему много претензий, но деньги затрачены, он ближе всего к реализации, – считает председатель комиссии Общественной палаты Сергей Чернин. – Можно провести дополнительные эксперименты. Отходы все равно необходимо ликвидировать.
Напомним, о том, что закрывшийся в 2013 году Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат продолжает угрожать озеру, в мае сообщал сайт «Вести-Иркутск». Власти Байкальска отмечают, что на картах БЦБК, где складируются отходы, мог бы разместиться мусороперерабатывающий завод. Есть даже инвестор, готовый его построить. Однако эти земли принадлежат комбинату. И переговоры по переводу их в собственность муниципалитета идут уже не один год.
- На сегодня сменился конкурсный управляющий, и сейчас мы строим с ним диалог – чтобы завершить данные действия и передать данные карты в собственность муниципальную. Нам сегодня нужно дойти хотя бы до того, чтобы передача была. А возмездно или безвозмездно – уже второй шаг. В первом случае будем работать с правительством Иркутской области, совместно изыскивать бюджетные средства, – заявил тогда и.о. заместителя главы Байкальска Иван Гончаров.