Байкал
2602

«Источник пресной воды просто погибнет»

Активистка из Казани призывает спасти Байкал от спирогиры

Фото: russianstock.ru

Под петицией в защиту «жемчужины Сибири», которая появилась на сайте Change.org несколько месяцев назад, подписалось уже более 176 тысяч человек. Среди них – не только жители Бурятии и Улан-Удэ, так и неравнодушные из других российских городов – Москвы, Пензы, Сергиева Посада, Ульяновска, Петербурга, Таганрога, Иркутска, Воронежа, Тольятти, Уфы.  

По мнению автора инициативы – Александры Тюлиной из Казани – Байкал, в котором содержится 20 % всей пресной воды мира, сегодня оказался под угрозой.

- Он зарастает водорослью – спирогирой, которая распространилась  уже почти по всему озеру. На берег выброшены тысячи тонн гниющей зелёной массы. Учёные опасаются, что Байкал превратится в самое большое болото. Проблема появилась ещё в 2010 году, обновить системы очистки предприятий, стоки которых попадают в озеро, планируют к 2020-му, – говорится в тексте петиции. –  Но за это время драгоценный источник пресной воды просто погибнет. Необходимо спасать его сейчас.

Петицию планируется направить главе Минприроды России Сергею Донскому. Сегодня обращение активно распространяется в соцсетях, в том числе и в популярных пабликах Бурятии.

«Байкал очень болен»

О  том, что из-за спирогиры самое глубокое в мире пресноводное озеро рискует превратиться в болото, последний год всё чаще сообщают не только бурятские и иркутские, но и федеральные СМИ. Опасное для экосистемы Байкала явление наблюдается уже несколько лет, и с каждым годом масштабы проблемы растут.

Ранее учёные объясняли появление чужеродных водорослей на мелководье загрязнением сточными водами. Чуть позже появилась и новая гипотеза. По мнению специалистов, фосфат, содержащийся в синтетических моющих средствах, действует подобно удобрению и способствуют росту спирогиры. Чтобы защитить от неё Байкал, некоторые жители Бурятии и соседнего Приангарья ещё в прошлом году начали добровольно отказываться от использования опасных порошков.

Привлечь внимание федеральных властей к этой проблеме пыталась активистка Общероссийского народного фронта из Иркутска Любовь Аликина. 

- К сожалению, Байкал очень болен. Ему нужна помощь. Если сегодня не принять срочные меры, он превратится в болото. В 2011 году учёные нашего Лимнологического института забили тревогу: в береговой полосе озера начала появляться нитчатая сине-зелёная водоросль спирогира, – рассказала Аликина президенту страны Владимиру Путину на традиционной встрече с «фронтовиками»  в ноябре.

Она также подчеркнула, что очистные сооружения на Байкале неэффективны.

- Они неработоспособны и даже вредны в том состоянии, в котором сегодня находятся, потому что непосредственно через них проходят неочищенные стоки, попадая в воды Байкала и рек. Это тоже нужно очень срочно решать, – заявила общественница.

Владимир Путин, в свою очередь, отметил, что «дело там не только в свалках».

- Уборка мусора и создание производств по его утилизации – чрезвычайно важная вещь, и этому нужно уделить внимание, – согласился он. – Но всё-таки основная проблема – это сельхозработы, химия при производстве сельхозработ. И прежде всего на той стороне Байкала, в Бурятии. Здесь нужен целый комплекс мероприятий, связанных с применением соответствующих удобрений. И, как мы понимаем, это очень масштабная задача.

«Невидимая катастрофа»

Одновременно об ограничении оборота опасных моющих средств задумались в Роспотребнадзоре России. А инициатором этой идеи выступила Белгородская область.

- При большой концентрации фосфатов в водоёмах создается идеальная среда для сине-зелёной водоросли. Есть нормативы ВОЗ, при которых определённый уровень загрязнения ею является прямым противопоказанием для использования водоёма в  качестве источника питьевого водоснабжения. Вода даже не подлежит очистке. И нормирования сброса фосфатов в России сегодня нет, –  сообщила тогда  глава федерального ведомства Анна Попова.

Она добавила, что с 2013 года содержание этих веществ  в моющих средствах ограничено в странах Евросоюза.

- В нашей стране происходит медленная, ползучая, невидимая катастрофа, за счёт того что в шампуне, мыле и порошках применяются фосфаты. Из-за этого вода становится мёртвой. И проблему замалчивают те, за чьими спинами находятся производители этих моющих средств, получающие колоссальную прибыль, – поддержал Попову губернатор Белгородской области Евгений Савченко.

Опасно для здоровья

По данным федерального Роспотребнадзора, доля синтетических моющих средств российского производства на рынке страны не превышает 30 %, что существенно усложняет процесс какого-либо регулирования.

- Мы столкнулись с этим не так давно очень плотно и буквально схватили за руку наших нероссийских производителей, которые бессовестным образом поменяли одни ингредиенты – дорогостоящие энзимы, которые производят только Австрия и Дания – на дешёвую каустическую соду, повысив, таким образом, токсичность детских порошков и моющих средств. И не считают себя в этом виновными, – подчеркнула Попова.

Кроме того, фосфаты могут способствовать возникновению различных заболеваний. Как сообщил ТАСС  завкафедрой безопасности жизнедеятельности Белгородского гостехнического университета им. Шухова Александр Лопанов, они усиливают проникновение через кожу поверхностно активных веществ и способствуют их накоплению в волокнах тканей. А это, в свою очередь, нередко приводит к нарушению иммунитета, аллергии, поражению печени, почек, лёгких и даже мозга.

Проблема распространения сине-зелёных водорослей, по словам главного санитарного врача России Анны Поповой, актуальна для южных регионов страны: летом вода там прогревается особенно сильно, что создаёт дополнительные условия для появления растений. Вода во многих реках и озёрах уже непригодна для питья. И их судьбу может повторить Байкал.

Сегодня спирогире пытаются найти применение. Так, в  конце апреля из неё  предложили изготавливать дизайнерскую бумагу. Авторами необычного проекта выступили иркутские активисты. Использовать водоросли предлагают даже  в качестве удобрения. Проблемой озаботились и на федеральном уровне.

-  Биологическое загрязнение прибрежной зоны – это действительно катастрофа, причём она ни научно, ни практически не исследована. Действительно очень серьёзно катастрофическое развитие спирогиры, причем не только в тех местах, где сбрасываются сточные воды. Очистные сооружения не работают, а те, которые есть, чистят от пыли, больше ничего. Это самая серьёзная проблема, – заявила в мае в интервью «Известиям»   учёный секретарь научного совета по Байкалу СО РАН Ирина Максимова. – Гибнут губки, которые чистят всю прибрежную воду Байкала. На них развиваются цианобактерии и всякие токсичные загрязнения, которые вообще опасны для людей.

В Минприроды России пообещали найти финансирование для борьбы со спирогирой. Но пока дело так и не сдвинулось с «мёртвой точки».

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях