Строительство комплекса гидроэнергетических плотин и водохранилищ длиной в несколько тысяч километров на Селенге и её притоках остаётся под вопросом, сообщает «Российская газета». На заседании комитета по Всемирному наследию ЮНЕСКО в Стамбуле даже не стали рассматривать этот вопрос.
- До голосования не дошло. Никто не поддержал предложение монголов включить вопрос в повестку дня. И они отказались от своего намерения. Осталось в силе предыдущее решение по Байкалу, вернее, тот пункт шестой статьи конвенции, в котором записано, что на территориях Всемирного природного наследия нельзя предпринимать ничего такого, что грозит ухудшением экологии «подмандатной» территории, – рассказал изданию замруководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов.
«Вынуждены будут затянуть пояса»
По его словам, представители соседнего государства неоднократно пытались внести поправки в эту статью – чтобы «никто и ничто не мешало им развернуть грандиозные гидроэнергетические стройки на притоках Селенги». Амирханов также разъяснил, в чём «изюминка» образовавшейся проблемы.
- Монгольские специалисты при своих расчётах строительства брали за основу результаты максимально водных годов. Получалось, что и приток Селенги, в Байкал почти что не уменьшится, а если и сократится, то только на период заполнения водохранилища – ну на два-три года. А потом восстановится вековой статус-кво, – цитирует его «Российская газета».
Между тем, российские гидрологи ориентируются на маловодный период, который во всю силу дал о себе знать в последние годы. В 2014-2015 годах Байкал недобрал воды, и это вызывало лихорадочную реакцию потребителей. Прогноз на будущее неутешительный: потепление климата продолжится, а засушливые периоды участятся и станут более продолжительными. К таким выводам подталкивает засуха в Монголии. Тогда и наполнение монгольских проектируемых водохранилищ растянется на годы – за счёт Байкала. Эта разница в подходах к расчётным базам и вызывает дискуссии, отмечает РГ.
- Если российская сторона ошибается, неприятными последствиями в данном случае это никому не грозит. Если ошибаются наши соседи, то все потребители байкальской воды, проживающие ниже Иркутска по Ангаре вынуждены будут затянуть пояса потуже, – поясняет замруководителя Росприродназора. – Маловодные годы нас в этом убеждают.
По его мнению, нужно искать приемлемые варианты.
- Их суть коротка и ясна: не навреди Байкалу. В нём хранится неприкосновенный запас – пятая часть лучшей естественной питьевой воды на планете. Водный голод страшит человечество, и оно уже торопится: на байкальскую воду начали поступать запросы из-за рубежа. Идёт проработка технической и финансовой сторон проектов, – отмечает Амирхан Амирханов.
Локальный апокалипсис
Напомним, о намерениях соседнего государства создать собственные ГЭС стало известно четыре года назад. Тогда Всемирный банк выразил готовность профинансировать проект МИНИС по развитию инфраструктуры горнорудной промышленности. Речь шла как минимум о двух гидроэлектростанциях – на самой Селенге и на её притоке – реке Орхон. Таким образом монголы планировали решить проблему энергодефицита.
В 2013 году появился третий проект – на реке Эгийн-Гол, который обещал поддержать Китай. Монголия предпочла не сообщать о нём России, хотя подобного рода договорённости существуют между странами с начала 2000-х. Но что строительство объекта стартовало, в соседнем государстве отрицать не стали.
В мае Всемирный банк решил приостановить финансирование гидроэлектростанций на Селенге и Орхоне. А вскоре под вопросом оказалось и строительство Эгийнгольской ГЭС – в Поднебесной отказались поддержать этот проект. Причиной стали претензии со стороны России. В Минприроды решение Китая назвали ответственным и выразили готовность помочь соседнему государству решить проблему энергодефицита, увеличив экспорт электроэнергии.
Отметим, в случае появления ГЭС на Эгийн-Гол и монгольские, и бурятские учёные предрекают возможность локального апокалипсиса.
- Потенциальный ущерб от третьей ГЭС, которая будет располагаться на реке Эгийн-Гол, ниже озера Хубсугул и в 24 километрах от впадения в Селенгу, и вовсе грозит катастрофой огромного масштаба. Именно её специалисты-гидрологи считают самой опасной. Эта ГЭС находится в сейсмически активной части Монголии. Любой сейсмоудар может привести к тому, что весь накопленный запас воды просто снесёт часть Монголии, «перескочив» через Шуренскую ГЭС, и за полдня достигнет Улан-Удэ. При этом скорость потока будет сопоставима с цунами, – подчёркивает интернет-журнал «Республика».