Напомним, о намерениях соседнего государства создать собственные ГЭС стало известно четыре года назад. Тогда Всемирный банк выразил готовность профинансировать проект МИНИС по развитию инфраструктуры горнорудной промышленности. Речь шла как минимум о двух гидроэлектростанциях – на самой Селенге и на её притоке – реке Орхон. Таким образом монголы планировали решить проблему энергодефицита.
В 2013 году появился еще один проект – на реке Эгийн-Гол, который обещал поддержать Китай. Монголия по какой-то причине предпочла не сообщать о нём России, хотя подобного рода договорённости существуют между странами с начала 2000-х. Но что строительство объекта (который, к слову, считается одним из самых опасных) стартовало, в соседнем государстве не отрицали.
В мае Всемирный банк решил приостановить финансирование гидроэлектростанций на Селенге и Орхоне. А вскоре под вопросом оказалось и строительство Эгийнгольской ГЭС – в Поднебесной не стали поддерживать этот проект из-за претензий со стороны России. В Минприроды решение Китая назвали ответственным и выразили готовность помочь соседям решить проблему энергодефицита, увеличив экспорт электроэнергии.
«Работа ведётся»
Как сообщает «Тайга.Инфо», Россия намерена предложить Монголии различные механизмы, мотивирующие не строить ГЭС в бассейне Селенги. Варианты выхода из ситуации планируется озвучить на заседании межправительственной российско-монгольской комиссии, которое пройдёт в ноябре. К слову, ни о каких скидках на тарифы, по которым российская компания «Интер РАО» продаёт электроэнергию, речи не идёт.
- Я не говорил, что будет скидка, – заявил глава Минприроды России Сергей Донской проекту #СпасиБайкал в кулуарах Восточного экономического форума, прошедшего во Владивостоке. – В рамках межправкомиссии мы поддержим предложение по поставке в Монголию электроэнергии с учётом экономических возможностей. Работа ведётся. Будем обсуждать этот вопрос обязательно, потому что мы хотим мотивировать монгольских коллег, чтобы они не строили те самые ГЭС на своих реках, которые являются притоками нашего Байкала.
«Это не бизнес»
По словам федерального министра, этой же цели послужат и общественные слушания по проектам монгольских ГЭС, которые осенью пройдут в Иркутской области и Бурятии, а также научные исследования, призванные оценить влияние этих станций на экосистему Байкала.
«Тайга. Инфо» напоминает: в июле информационные агентства распространяли комментарий Сергея Донского, в котором многие увидели пассаж о скидке. Между тем, по данным издания, объёмы экспорта электроэнергии в Монголию в последние годы снижаются. Так, в 2015 году соседняя страна закупила у России всего 284 млн. кВт/часов – на 27 % меньше, чем в 2014-м.
- Так сильно в минувшем году не падали поставки ни в одну из стран-покупателей российских киловатт. В первом полугодии 2016 года поставки сократились на 1,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2015-го, в физических величинах – до 133 млн. кВт/часов электроэнергии, – пишет «Тайга.Инфо».
Монголия закупает у России электричество для покрытия суточных и сезонных пиковых нагрузок в центральном энергоузле страны. Эта энергия обходится степной стране очень дорого – по некоторым оценкам, до 25 миллионов долларов в год. А с ростом тарифов и были актуализированы проекты ГЭС в бассейне Селенги. Водная генерация могла бы обеспечить Монголии не столько дополнительные, сколько пиковые мощности: исторически в стране преобладает угольная генерация, способная работать только в базовом режиме.
Россия выступает против строительства ГЭС, поскольку считает, что проекты на реках Эгийн-гол, Орхон и на самой Селенге угрожают экосистеме Байкала. Один из мотивирующих механизмов – скидка или спецтариф на экспортные поставки. Например, по аналогии с экспортом электроэнергии с Дальнего Востока в Китай.
- Монголии нужны пиковые мощности. И по сниженным тарифам. Или вообще бесплатно. Конечно, это не тема для энергетиков. Это не бизнес. О чем мы говорим? Если о Байкале, то, наверное, не так уж важно, каким будет тариф на электроэнергию. Единственная реальная альтернатива – долгосрочный контракт, гарантированные объёмы поставки электроэнергии и мощности, стабильный и низкий тариф и, разумеется, государственные гарантии, – цитирует «Тайга.Инфо» заведующего лабораторией гидроэнергетических и водохозяйственных систем ИСЭМ СО РАН, доктора технических наук Вячеслава Никитина.
К слову, учёные из Бурятии также намеревались предложить Монголии отказаться от строительства ГЭС и вырабатывать электроэнергию за счёт других источников. По словам директора Бурятского регионального отделения по Байкалу, известного эколога Сергея Шапхаева, такой вариант есть и он вполне реален. Но вот пойдёт ли на уступки Монголия – сказать сложно. По словам экологов, с осени 2014 года в стране заработала настоящая «пропагандистская машина» в поддержку возведения ГЭС, которые обеспечат энергонезависимость соседнего государства.