Взяться за этот материал меня побудило одно просмотренное в сетях видео с показом экскурсии по Улан-Удэ. Начиналась она с «головы» на центральной площади города. Но между тем в рассказе экскурсовода единственными достоверными фактами были данные о параметрах, размерах «головы». Остальное вызывало вопросы.
Пассаж относительно того, что бронзовая голова изготовлена на Мытищинском … камнерезном заводе, кроме этого экскурсовода, кстати, очень часто повторяют журналисты местных СМИ. Не подумав о том, что если это было камнерезное предприятие, то, следовательно, голова должна быть не из бронзы! А как вам байка о том, что скульптуру целого Ильича везли куда-то на самолете на восток, но по пути у нее (у него) отвалилась голова и упала именно на место, вокруг которого образовался Улан-Удэ? Не подменяется ли отсутствие или нехватка достоверной информации о городе подобным мифотворчеством?
Итак, памятник Ленину на площади Советов. Что мы о нем знаем? Очень мало. Все СМИ, а за ними и наши гиды, экскурсоводы годами мусолят информацию, которую подготовила в свое время уважаемая Раиса Андреевна Серебрякова, историк и краевед. Но между тем есть много нового и интересного о нашем памятнике, которое собралось в последние годы за время работы над книгой «Ленин — это голова!».
Вообще идея установить на центральной площади большой и величественный памятник Ленину у властей Бурятской АССР появилась еще в середине 50-х годов прошлого столетия. Об этом свидетельствует письмо в Совет Министров РСФСР, ЦК КПСС. Хотя согласие было, но до конкретного финансирования проекта дело не дошло. Возможно, просто не было средств, все-таки страна переживала тяжелое послевоенное время.
«Одобрям-с!» сверху прозвучало только в 1965 году, когда пошли целевые деньги на работы по реконструкции не только главной площади столицы Бурятии, но и площади Революции. Туда было решено перенести стоявший в центре города памятник борцам за революцию. В какую сумму в целом обошлись реконструкция и перенос старого памятника на площадь Революции, а потом изготовление, отливка, монтаж, транспортировка нового памятника в центр города, сегодня никто не скажет.
По прикидкам, работали сотни людей — в Москве, в Мытищах, в Улан-Удэ. Это в первую очередь, кроме самих авторов проекта, архитекторы, проектировщики, инженеры-строители «Бурятгражданпроекта», строительные бригады Бурятского управления капитального строительства, железнодорожники, транспортники. Сборку, монтаж привезенных из Мытищ частей бронзовой головы делали рабочие Улан-Удэнского авиационного завода.
Идеи из Монреаля
В каком виде мог появиться памятник Ленину на главной площади — неизвестно, если бы не поездка в составе советской делегации председателя президиума Бурятской АССР Николая Буиновича Пивоварова в Канаду на всемирную выставку «ЭКСПО-67». В принципе могла быть вполне заурядная скульптура Ильича во весь рост, с протянутой вперед рукой, коих тысячи в наших городах и селах.
Именно там, находясь на экскурсии в центре Монреаля, он обратил внимание на скульптуру Ленина, существенно отличавшуюся своей оригинальностью и не обычностью от общепринятых традиционных форм. Сделав несколько фотоснимков, он поинтересовался у гида об авторе этого проекта. Ими оказались знаменитые советские скульпторы отец и сын Г.В. и Ю.Г. Нероды и архитектор А.Н. Душкин. Вернувшись в Бурятию, он предложил выбрать именно этот проект памятника Ленину. Кроме этого, в период работы выставки он, побывав с экскурсией в индейском музее под открытым небом, привез идею создать подобный музей в Бурятии на Верхней Березовке. Спустя три-четыре года были заложены основы нынешнего Этнографического музея народов Забайкалья, которому несколько лет назад исполнилось сорок лет.
Нерода: «Вождь – это голова!»
Как в Бурятии было воспринято предложение Пивоварова установить именно такой необычный памятник Ленину? Об этом очень интересно вспоминает Анатолий Михайлович Беляков, бывший первый секретарь Улан-Удэнского горкома КПСС (1970 — 1984 гг.), первый секретарь Бурятского обкома КПСС (1984 — 1990 гг.), г. Москва.
«Для обсуждения этого вопроса собрали заседание членов горкома. Из Москвы специально в Улан-Удэ приехали авторы проекта отец и сын Георгий Васильевич и Юрий Георгиевич Нероды. Не помню, что они привезли оттуда — саму уменьшенную копию памятника или его фотоснимки. Когда все увидели предложенный ими вариант памятника вождю, хорошо помню до сих пор, как мы долго сидели в таком глубоком молчании, в глубоком раздумье.
Везде по стране вождь стоит во весь рост, целиком — от ботинок до кепки, видна вся его фигура, динамика движения, а у нас — только голова. Ну как так? Был такой момент. Все спорили, обсуждали, каждый высказывал свою точку зрения. И вижу, наша сторона, хотя не все, но явно начала склоняться за этот проект памятника.
Отец и сын Нероды приводили такие аргументы: «Это — вождь. Ну зачем вам его пальто? Зачем вам его пиджак, брюки, ботинки? Ну зачем вам все эти бытовые детали? Это все не главное. Вождь — это голова! Мы оставили главную часть образа вождя!».
Смотрю, потихоньку, полегоньку мнение наших людей стало меняться. Хотя сомневающихся, несогласных с проектом также было достаточно. Но решение было принято: все-таки голова! Потом я как-то по своим делам был у Андрея Модогоева. Естественно, заговорили об этом памятнике. Отец и сын еще не уехали: должна была состояться главная финальная встреча. Андрей Урупхеевич меня спрашивает: «Ну, Анатолий, что ты думаешь по этому поводу?». Я говорю: «Андрей Урупхеевич, то, что они говорят, в этом что-то, безусловно, есть. Действительно, бытовые детали не так уж важны. Важен вождь, его голова, выражение лица, прочие детали».
Он воскликнул: «Слава богу, что ты встаешь на правильный путь. Ты, давай, прими меры, чтобы наш народ (он имел в виду членов горкома и обкома КПСС, не согласных с этим вариантом проекта. — Авт.) больше не дурил. Хорошее предложение. Необычное предложение. И они правы, что наступит время, когда фотографии нашей головы будут расходиться по всему миру. Анатолий, они правы. Давайте кончайте этот базар! Соберемся и будем принимать решение!».
Вопрос решался некелейно
Павел Григорьевич Зильберман, бывший главный архитектор Улан-Удэ, соавтор проекта по сооружению памятника Ленину, вспоминает:
— В конце 60-х годов уже был готов первый вариант проекта памятника Ленину на площади Советов. Его без нашего участия (архитекторов, общественности столицы Бурятии. — Авт.) Министерство культуры России заказало одному свердловскому скульптору. Он выполнил проект памятника и привез в Улан-Удэ. Этот проект был выставлен в Доме правительства. Тогда такие вопросы широко обсуждались и решались на высоком профессиональном уровне в отличие от нынешнего времени. И нас, архитекторов, художников Бурятии, пригласили посмотреть, высказать свое мнение об этом проекте.
Здесь мы увидели самую банальную скульптуру Ленина, стоящую с вытянутой рукой. Это было самое типичное, серийное решение памятника.
Очень большую роль тогда сыграл Александр Владимирович Казанский, председатель правления Союза художников Бурятской АССР. Он выступил и так же, как и мы, заявил, что это решение неприемлемо, что Улан-Удэ достоин чего-то более интересного, величественного и современного. В общем, мы с треском эту работу завернули, хотя я, делая в то время проект реконструкции площади Советов, уже рисовал на ней именно ростовую фигуру вождя. На этом же месте, где сейчас стоит памятник. Добавлю, если бы этот вопрос обсуждался, как сегодня, в узком кругу, келейно, то на нашей площади, скорее всего, стоял бы самый заурядный памятник Ленину, которых тысячи в наших городах и весях.
Руководство республики после обсуждения согласилось с нами. А потом к нам же обратилось с вопросом: «Ну, хорошо, вы завернули эту работу. А дальше-то что делать? На чем остановимся?».
Александр Владимирович Казанский внес предложение…
Продолжение истории появления «головы» Ленина в Улан-Удэ читайте в следующих частях: как сложилась судьба авторов памятника Георгия и Юрия Неродов, где еще в столице Бурятии стоят их работы и внесена ли на самом деле наша «голова» в Книгу рекордов Гиннесса?