Напомним, в начале ноября в центре скандала оказались сразу два подобных заведения. Сначала с требованием закрыть «Будда-бар» в Красноярске в областную прокуратуру обратилась жительница Санкт-Петербурга, а вскоре по другой жалобе проверку провели в ресторане Новокузнецка. Представители надзорного ведомства выявили там многочисленные нарушения и обязали владельцев устранить их в течение месяца.
Как уже сообщал infpol.ru, минувшим летом в Сети появилась петиция с просьбой закрыть «Будда бары» по всей России. Обращение поддержали уже более 7 тысяч человек. Инициатива вызвала большой резонанс в соцсетях. Мнения, надо сказать, звучали неоднозначные. Кто-то высказывался «за» закрытие «Будда-баров», а кто-то заявил, что это, напротив, говорит о большой популярности буддизма в стране.
Тогда настоятель Санкт-Петербургского дацана Буда Бадмаев прокомментировал эту петицию для интернет-газеты «Фонтанка».
- Бары являются увеселительными заведениями, и, конечно же, нахождение изображений Будды в этих местах, согласно канонам, нежелательно. В буддийском регионе вряд ли бы позволили открытие таких заведений. Верующие имеют право на своё мнение. Они могут выступать мягко или категорично. Мы не можем им сказать: «Остановитесь». Но буддизм – религия очень спокойная, веротерпимая, сострадательная. Все остаётся на совести людей, которые такие бары открывают, – рассказал он.
Улыбка Будды
Очередную статью, посвящённую международной ресторанной сети, опубликовала накануне «Независимая газета». Своим мнением по этому поводу с изданием поделился главный редактор журнала «Буддизм в России» Андрей Терентьев.
- Буддисты, которых у нас в стране где-то около миллиона, разные. Среди них – люди с разным уровнем образования, с разными типами личности, эмоций, с разным пониманием буддизма. И у них, естественно, бывают разные мнения. Когда в стране нагнетается обстановка агрессивности ко всяческому инакомыслию, когда высокопоставленные чиновники позволяют себе обзывать оппонентов «мразями», а религиозные «активисты» – громить выставки, наиболее внушаемым буддистам тоже хочется поучаствовать в «охоте на ведьм» и на своём, буддийском, поле, – подчеркнул он.
Отношение к «Будда-барам», по мнению Терентьева, также может быть неоднозначным.
- Не скажу, что для петиции, поданной бурятской женщиной, совсем нет оснований. Меня, честно говоря, тоже неприятно удивила вывеска «Будда-бар», когда я впервые её увидел. Однако какой-то попытки оскорбить чувства верующих я в этом не усматриваю. Понятно, что это просто коммерческий ход, успешно эксплуатирующий интерес к буддизму, выросший во многих странах, – заявил эксперт. – Даже в тибетских ресторанах, например, в Москве, можно увидеть множество буддийских изображений, поставленных там просто как часть экзотического интерьера. И рядом с ними тоже пьют водку и развлекаются. Но, может быть, на кого-то из посетителей подобных заведений лик спокойно и мудро улыбающегося Будды произведёт благое впечатление, поможет удержаться от опрометчивых поступков?
В качестве примера эксперт привёл историю из своей жизни.
- Вспоминаю, как мой бурятский учитель Жимба-Жамцо Цыбенов отдал чрезмерно разросшееся у него дома дерево «бодхи» – из привезённого со Шри-Ланки отростка того самого дерева, под которым Будда Шакьямуни достиг пробуждения – в поселковый ресторан, куда ходили гулять офицеры из соседнего военного санатория. Почему нет, ведь в каждом есть природа Будды! – уверен он. – А Будду, конечно же, оскорбить невозможно. И невозможно представить себе, что он «рассердится» на владельцев «Будда-баров». Однако в центрах этнического буддизма такого рода названия, конечно, были бы неуместны, вызывали бы враждебность простого люда. Наверное, владельцы заведений и сами это понимают и, например, в Улан-Удэ не станут открывать что-то подобное.
«Независимая газета» отмечает: борьба с коммерческим использованием изображения Будды ведётся не только в России. В странах традиционного распространения буддизма граждане также время от времени обращаются с подобными жалобами в правоохранительные органы. Так, в марте 2015 года за рекламу ночного заведения, где использовалось изображение Будды в наушниках, к двум с половиной годам тюрьмы приговорили троих предпринимателей.