На базарах в посёлке Листвянка омулем сегодня торгуют только несколько человек, сообщает «Байкал Инфо». Сокращение числа продавцов многие связывают с потенциальным запретом на вылов рыбы, который планируется ввести уже в этом году. Цены же на неё пока существенно не поменялись – они колеблются от 100 до 300 рублей за хвост.
На рыбных рынках в Иркутской области, между тем, началось настоящее «импортозамещение».
- Продают подкопчённую и вяленую рыбу, привезённую из других регионов. Некоторые наловчились за омуль выдавать пелядь и даже ряпушку! По виду они похожи, но вкус, конечно, другой. Приезжий человек может не разобраться, – написал на своей странице в Facebook один из местных жителей. – Всё больше на прилавках рыбы, которая раньше считалась «мусором», зря забивающим сети. Появилась подкопчённая голомянка. Небольшая, не длиннее 10-12 сантиметров тушка – почти сплошной жир. Вкус на любителя. Люди приспосабливаются, короче. Не желают, понимаешь, помирать по государственному постановлению.
«Могут заняться сельским хозяйством»
Ситуацию, сложившуюся вокруг байкальского эндемика, специалисты ещё два года назад охарактеризовали как аномальную. Численность омуля резко сократилась: при общей утверждённой квоте в 1,5 тысячи тонн официально добыли только 793 тонны (52,9 %). В разгар нереста, когда рыба должна мчаться косяками, она просто стояла или уходила на дно. Такое «отклонение» специалисты замечали последний раз около 30 лет назад. Но и тогда назвать причины оказалось сложно.
Сейчас запасы омуля в Байкале составляют 10 тысяч тонн. Вопрос о сохранении его популяции взяли под контроль республиканские и федеральные структуры. А учёные даже заговорили о запрете на вылов на пять лет. Впрочем, как сообщали в начале октября СМИ, мораторий может растянуться и на более длительный срок.
В конце ноября активист ОНФ и депутат Госдумы Николай Николаев рассказал, что запрет вступит в силу с 2017 года и продлится до 2019-го.
- Я направил запрос в правительство России по этому вопросу и получил ответ от Росрыболовства. В нём сказано о введении такой меры, – пояснил Николаев в интервью ТАСС.
Он также призвал власти регионов сосредоточиться на помощи населению, которее может пострадать после введения ограничений. Парламентарий добавил: необходимо, чтобы региональные власти не запустили ситуацию с гражданами, которые не смогут работать из-за запрета на вылов омуля.
Отмечалось, что табу коснётся всех видов квот – за исключением рыборазводных заводов и Госрыбцентра. Напомним, на совещании в правительстве в мае министр сельского хозяйства Бурятии Даба-Жалсан Чирипов признал, что запрет на вылов омуля – мера вынужденная и что это может «ударить по промышленникам, но другого пути нет.
- В данных условиях полумеры ничего не решат. Наши промышленники, занимающиеся выловом омуля должны перепрофилироваться на другие виды деятельности, к примеру, на добычу нерпы или других видов рыб, – заявил министр. – Также на время запрета они могут заняться сельским хозяйством.
Не дают квоты
Как отмечает «Байкал Инфо», проект документа о введении трёхлетнего моратория, подготовленный Минсельхозом России совместно с Росрыболовством, пока не вступил в силу. Общественное обсуждение проекта нормативного акта, а также обязательная экспертиза проходят на сайте regulation.gov.ru.
- Предполагается установить запрет на добычу омуля в Байкале и впадающих в него реках – за исключением лова для науки и развития аквакультуры (рыбоводства). Но уже сейчас рыбакам не выдают квоты, – пишет издание.
Совместно с властями Бурятии и Иркутской области Росрыболовство разработало программу по сохранению рыбы в Байкале и реках, впадающих в озеро. Она рассчитана на 2017-2019 годы. Проект проходит согласование в Минприроды России.
- В программе прописаны рыбоохранные мероприятия, увеличение объёмов искусственного воспроизводства омуля, а также обеспечение занятости населения побережья, – передаёт «Байкал Инфо».
Напомним, глава Минприроды России Сергей Донской, который побывал в Бурятии на днях, заявил, что тотальный запрет на вылов байкальского эндемика вводить не станут.
- Любительское рыболовство запрещать не имеет смысла. В первую очередь потому, что оно не имеет столь негативного влияния. Восстановление популяции произойдёт даже при наличии любительского рыболовства, – отметил он.
Такого же мнения придерживаются и власти республики.
- Мы категорически против введения запрета. Регулировать надо – это абсолютно точно, поскольку популяция снижается. Необходимо увеличить средства на рыборазведение. Существующие мощности позволят производить необходимое количество личинок и мальков. Если одновременно выделить деньги на модернизацию без остановки предприятий и на рыборазведение, то в течение двух-трёх лет можно восстановить популяцию, – подчеркнул глава Бурятии Вячеслав Наговицын.