Крещение Господня - один из главных праздников православной церкви. Ежегодно он отмечается в ночь с 18 на 19 января. О празднике, о молитве и о крещенских купаниях мы поговорили со священником Улан-Удэнской и Бурятской епархии Алексеем Шевцовым.
19 января верующие вспоминают, как пророк Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан. Кроме этого, праздник Крещения Господня носит еще одно название - Богоявление. Дело в том, что в этот день была явлена Святая Троица: голос — Бог Отец, голубь — Бог Дух Святой, Иисус Христос — Бог Сын. И было засвидетельствовано, что Иисус — Сын не только Человеческий, но и Божий. В этот день Христос Спаситель дарует водою благодать после обряда Крещения. Крестившиеся получают прощение грехов и возрождаются для новой, духовной жизни.
- Алексей, что нужно делать накануне и в этот день?
- В первую очередь в этот день необходимо молиться в храме. Люди воцерковленные стараются накануне исповедаться, а в этот день причаститься. Но общее представление об этом празднике связано с тем, что в этот день, единожды в году, служится молитва для освящения воды. Соответственно, многие люди приходят в храм, чтобы помолиться над водой и взять ее себе в качестве великой святыни. По-другому эта вода называется Великая агиасма. Этой водой обычно пользуются в течение всего года. Она, естественно, обладает особыми свойствами. Много свидетельств о том, что вода остается свежа. Но для нас еще важнее то, что Господь с ней что-то таинственное делает, что позволяет нам, употребляя эту воду (внутрь или для омовения), приобщиться к благодати божьей.
- Расскажите об известной традиции крещенских купаний.
- Мы всегда делаем акцент на том, что крещенские купания - это скорее традиция народная, чем церковная. Это важно понимать и разводить, потому что она возникла достаточно поздно. В конце XIX века эта традиция не была еще распространенной. Но как-то она развилась к современному состоянию, причем к такому, что многие люди считают обязательным не в храм сходить в этот день, а искупаться. Немного сместился акцент. И это не очень правильно для церковного человека. Факультатив сейчас стал важнее, чем что-то обязательное.
И мое личное представление о том, что обязательно надо залезть в ледяную воду – это, скорее, проявление русского ухарства. Еще раз говорю, что не очень хорошо, когда купание замещает собой все содержание праздника и, более того, когда это принимает характер экстремального развлечения. Причем зачастую люди неподготовлены. И полно примеров, когда нецерковные люди с упованием на то, что в тот день Господь должен сотворить чудо, но не будучи готовыми к этому чуду, влезли в воду и впадали в кому. Поэтому мы очень осторожно на это смотрим. С одной стороны, хорошо, что люди вспоминают про Бога в этот день. Но не надо считать второстепенное главным.
- Некоторые считают, что, окунувшись, они очищаются.
- Это не находит никакого подтверждения в Богословии. Чистейшей воды суеверие. Очищаемся мы в таинстве покаяния, исповеди. Но механически, заставив себя окунуться в холодную воду, за это получить прощение грехов - это слишком самоуверенно. Напомню, в этот день освящается все естество вод. Нигде не сказано, что одной капельки мало и надо залезть всему в воду. Я, может, скажу неприятную вещь для поклонников этого экстрима, но можно принести из храма баночку святой воды, вылить себе ее в ванную и получить точно такой же результат, окунувшись в эту воду. Или можно просто попить, умыться ею, окропить водою себя или жилище.
- Алексей, сделаем вывод, что молитва - это первичное. И тогда как правильно молиться?
- Молитва - вещь непростая. Потому что можно уметь, но не мочь молиться. Здесь нет ничего механического. Сумма знаний об этом процессе не дает гарантированный результат. Но при этом есть много книг, которыми люди пользуются для того, чтобы узнать, как это делать. Общепризнанный в нашей православной традиции сборник писем святителя Феофана Затворника «О молитве». Он гениально наставлял людей.
Но надо помнить, что совет о том, как правильно молиться, должен быть ситуативным и должен быть дан конкретному человеку, и причем определенным человеком. Это целых три переменных, которые делают ответ на этот вопрос сложным. Но в любом случае мне, как священнику, очень не нравится, когда люди говорят «вычитываем молитвы». То есть когда люди к этому относятся как к тому, что нужно вычитать определенный объем молитвенного текста - и тогда гарантированно получишь облегчение души. Нужно все-таки видеть перед собой Бога и с ним разговаривать. Удобно на церковнославянском языке, пожалуйста. На своем языке - общайтесь на своем. Лишь бы это не было механически и обращались вы к Богу как к личности.
- А с чего все-таки начать?
- В любом случае человек, воцерковляясь, начинает читать молитвенные последования, которые называются «Утреннее и вечернее правила». И вот эти молитвы, выверенные веками, содержатся в любом молитвослове. Они со всех сторон освещают всевозможные варианты обращения к Богу. И человек, усваивая эти правила, во-первых, учится церковнославянскому языку. Во-вторых, становится понятно, на какую молитву твоя душа отзывается больше. С какой молитвы ты получаешь больше покоя или, наоборот, воодушевление. И, соответственно, человек уже в дальнейшем может выбирать себе из огромного богатства молитв то, что ему ближе.
Кроме этого, когда человек воцерковляется, он обязательно начинает исповедоваться и причащаться. Есть еще очень хорошее последование «Ко святому причащению». И там тоже содержатся весьма серьезные вещи, которые за доступностью своей скрывают глубочайший богословский смысл. Потом же, понимаете, молитва - интересная штука. Мы ее не придумываем каждый раз. Мы, каждое поколение, берем молитвы святых. То есть каждая молитва в молитвослове имеет авторство. И получается, что мы берем не только текст, но и образ мысли этого святого, способ общения с Богом и его способ аскезы. И, соответственно, надеваем на себя эту матрицу и идем вслед за святым. Он нами руководит в этом молитвенном процессе. Это очень отрадно.
Еще можно и даже, наверное, обязательно обсуждать со священником свои предпочтения, скажем так, в образе молитвы. Но для того, чтобы мочь это сделать, надо иметь хоть базис, чтобы было что обсуждать. И базис этот кроется в чтении последований утренних и вечерних молитв и последования ко Святому Причащению.
А если говорить о совсем базовых вещах, то пусть мой ответ не покажется вам банальным. Я думаю, что всегда есть смысл смотреть на более опытных товарищей. Тогда не ошибешься. Редко когда вы можете оказаться в храме в полном одиночестве. Все равно будет в поле вашего зрения человек, который своим примером покажет, когда креститься, когда свечку ставить. Не существует каких-либо железобетонных правил.
- А какие существуют виды молитв?
- Классификации молитв достаточно много. Но я могу сказать о тех, которые мне представляются самыми продуктивными. Первая - это молитва просительная. И мы часто с ней сталкиваемся. Особенно тогда, когда нам что-то надо, мы идем в храм. Это даже не вид молитвы, а отражение нашей религиозности. Когда что-то от Бога надо, мы о нем вспоминаем. Когда у нас все хорошо, мы о нем не вспоминаем. И это выводит нас на второй вид молитвы - благодарственная. И тут уже гораздо реже можно встретить примеры. Здесь речь идет в своем религиозном становлении. И человек не всякий достигает такого состояния, что все, что с ним происходит, он начинает с благодарностью принимать. Потому что видит, что это делает Бог с большой заботой о нем. Какими бы ни были горькими лекарства, все равно ты получаешь благо. Это серьезное освобождение от страха. Всегда есть человеку за что благодарить Бога. Утром проснулся - уже есть за что. Третий вид молитвы - славословная. До нее мало кто дорастает. Первые случаи я мог иллюстрировать примерами и поводами. А эта не имеет бытийных причин, потому что в какой-то момент с человеком случается то, что душа просто ликует от того, что Бог есть и что он не один в этом мире. Опять же нашим святые оставили свидетельство о том, что это возможно.
- Что вы пожелаете верующим в канун праздника?
Я желаю всем хорошо подготовиться к празднику и хорошо пройти его. Чтобы быть достойным и готовым принять благодать от Бога. Ту благодать, какую он нам дает в этом празднике, освящая весь мир своим присутствием, подавая нам великую святыню, и, приобщаясь к ней, мы можем приобщиться к Богу.