Общество
4008

Директор У-УАЗ отказался откупаться от «грязных» публикаций

Отвлекаться некогда, заводу нужно работать на перспективу, считает Леонид Белых

Стабильная работа Улан-Удэнского авиационного завода являлась и является ключевым вопросом для экономики Бурятии, так как именно У-УАЗ остается крупнейшим налогоплательщиком республики. В прошлом году важнейшие показатели работы предприятия – выпуск продукции и прибыль - несколько снизились, что дало повод для разговоров о кризисе, который якобы переживают бурятские авиастроители, и даже о некоем тупике в развитии У-УАЗ. Так ли это, каковы итоги прошлого года и ближайшие планы? Эти вопросы «Богатая Бурятия» решила задать Леониду Яковлевичу Белых, управляющему директору У-УАЗ.

- Правда ли 2016-й год ознаменовался спадом в производстве, в экспорте и, как следствие, и в финансовых показателях завода?

- В 2016 году завод работал достаточно напряженно – выполнялся гособоронзаказ. Количество выпущенных вертолетов в 2016 году приблизительно осталось на прежнем уровне. Тем не менее, на показатели предприятия влиял курс рубля, общемировая тенденция снижения закупок вертолетной техники – и в результате  снижение экспорта. Если в 2015-м мы имели почти 18 млрд руб прибыли, заплатив только в бюджет Бурятии 5,6 млрд руб (рекордная сумма в истории всей промышленности республики), то в прошлом году, таких цифр достичь, увы, не удалось. Однако с оборонным заказом справляемся досрочно. Ни разу не сорвали сроков. Военным это нравится, как и наш вертолет - Ми-8АМТШ и его «арктическая» - версия. Псле активной работы правительства страны началось некоторое оживление спроса на зарубежных рынках.

- А отечественный рынок, если исключить минобороны, тоже оживает?

-Министерство транспорта РФ обратило внимание на то, что российские авиакомпании до сих пор летают на устаревших моделях вертолетов Ми-8Т, выпуск которых прекращен еще в самом начале 90-х годов. Между тем, уже выпускаются Ми-8АМТ, готовится в серию Ми-171А2. Настала пора менять старую технику. Поэтому выделены деньги за закупку  вертолетов Государственной транспортно-лизинговой компании (ГТЛК), которая передает машины авиакомпаниям по лизингу. Для нас это, прежде всего, сохранение рынка.

В этом году мы готовим к серийному выпуску новый вертолет Ми-171А2.  Надеемся,  она позволит расширить экспорт и будет востребована в России. Зарубежные партнеры уже интересуются новинкой. Машина соответствует всем стандартам. Она выгодна и российским компаниям, так как иностранные специалисты, например, предпочитают летать только на сертифицированных машинах.

- Портфель заказов У-УАЗ2017-го года будет лучше, чем в 2016-м?

- Однозначно – не хуже. В настоящее время идет планомерная работа по его расширению. Большое внимание работе предприятия, его перспективным вопросам уделяет внимание временно исполняющий обязанности главы Бурятии Алексей Цыденов. Завод работает на полную мощность. В соответствии с планами в начале года была проведена очередная индексация заработной платы на 7,5 %, в конце года работникам была выплачена не только 13-я, но и 14-я заработная плата. Выполнены все социальные программы.

В связи с новыми проектами сохраняется потребность в высококвалифицированных кадрах. Мы постоянно ищем инженеров-конструкторов, инженеров-технологов, узких специалистов, мы работаем над тем, чтобы на предприятие приходили люди, готовые развивать завод и развиваться вместе с ним.

- Надежды на экспорт дает индийский заказ на вертолеты Ка-226Т?

- Поставки этих вертолетов – вопрос будущего, сегодня по этому контракту действительно началась очень серьезная напряженная работа. Дублирующее производство вертолета Ка-226Т развертывается в целях скорейшего выполнения межправительственного соглашения по производству и поставке этой машины Индии. У-УАЗ изготовит 60 вертолетов, а также берет на себя производство и поставку технологических комплектов для производства новейшего Ка-226Т на совместном предприятии в Индии, организацию гарантийного обслуживания вертолетов, обучение индийского летно-технического персонала в учебном авиационном центре в Улан-Удэ, а также содействие в подготовке производства комплектующих для Ка-226Т в Индии.

- У-УАЗ иногда упрекают за то, что завод выпускает только вертолеты «Миля» среднего класса, которыми мировой и отечественный рынки уже насыщены, а вот легких геликоптеров в производстве нет. Например, бизнес-класса  типа «Робинсонов»…

- Ка-226 – это уже машина более легкого класса. Холдинг «Вертолеты России» очень активно работает над целым рядом проектов. У-УАЗ активно участвует в  разработках по новым темам, которые пока рано комментировать детально. Все они, безусловно, направлены на то, чтобы дать заводу новый импульс в развитии.

- «Арктический» вертолет производства У-УАЗ собрал большую прессу. Передачу нескольких машин по гособоронзаказу минобороны широко освещали СМИ. Модель имеет экспортный потенциал?

- Думаю, безусловно, имеет. Наряду с производством военной техники мы изготавливаем гражданские вертолеты, сертифицированные в соответствии с требованиями гражданской авиации.

В частности, новый технический облик вертолетов Ми-8АМТ сформирован для компании «Роснефть». Для нее изготовлены гражданские машины, которые используются для перевозки вахтовых бригад, поисково-спасательного обеспечения и экстренной эвакуации персонала морских буровых платформ и судов. Вертолеты нужны для освоения и обслуживания шельфовых и материковых проектов.

Особенностью машин стал комплекс современного оборудования, позволяющий повысить эффективность применения вертолетов для выполнения широкого круга задач и повышенную безопасность выполнения полетов. Все это может быть интересно и зарубежным заказчикам.

- Авиазавод продолжает модернизацию. Как она проходит, каков объем вложений и каковы цели?

- Сегодня завод – это одна большая стройка. Везде можно увидеть красные ленты, ограничивающие вход в эти зоны. Ломаем старые стены, убираем старое оборудование, завозим новое. В прошлом году затратили 1,6 млрд руб, в нынешнем вложения составят 2 млрд руб. Всего в 2016 году получено около 300 единиц нового оборудования. Еще на 3 млрд рублей заключено договоров на поставку. Техническое переоснащение является ключевым показателем развития предприятия.

- Были сложности с получением оборудования из западных стран…

- Да, но все решилось благополучно. Сейчас просыпается российское станкостроение, поэтому покупаем отечественные станки, которые по качеству не хуже импортных. Ушли от зависимости по двигателям от Украины. Двигатели поставляет российское предприятие «Климов».

Что же касается целей, то главная – это начало серийного выпуска вертолета Ми-171А2. Он полностью создается с помощью цифровых технологий. Нет в производстве бумажной документации, бумажных чертежей. Перевооружаемся для работы по-новому. Года через два на заводе ничего не будет из старого оборудования. 

- Для работы на новом оборудовании нужно повышать квалификацию кадров и готовить новые?

- Для этих целей мы возродили отдел по переподготовке кадров. Сейчас, как минимум, нужно 50 инженеров-конструкторов. Наши вузы не успевают их готовить для бурно развивающегося авиапрома. Отчасти спасает то, что 11 лет назад на базе ВСГУТУ открыли факультет самолето- и вертолетостроения, хотя из 24 поступивших на 1 курс, к выпуску приходят, к сожалению, лишь 8-9. Очень тяжело ребятам учиться. Это результат гуманитаризации образования.

Мы платим студентам стипендию в среднем 2 тыс руб, участвуем в материальном обеспечении кафедр. Месяц назад подписали соглашение с ВСГУТУ об открытии базовой кафедры авиационной радиоэлектроники. Такая же кафедра появится в авиационном техникуме. Сегодня туда поступают по конкурсу, а ранее преподавателям чуть не премии платили за приведенных абитуриентов. В техникуме работает комплекс лабораторий, в уменьшенном масштабе, по сути, копирующий работу современного предприятия.

- Какое место сейчас занимает в работе У-УАЗ послепродажный сервис? «Вертолеты России» ставили его развитие в условиях сокращения экспорта в числе первоочередных задач холдинга.

- Совершенно верно. Соответственно, это и наша задача. В первую очередь, работаем с министерством обороны, которое ставит условием договорных отношений обслуживание закупленных машин вплоть до момента их списания. Иными словами, закупается не вертолет, а его жизненный цикл вплоть до утилизации. Аналогичная ситуация и на внешних рынках – для обеспечения необходимого уровня постпродажного обслуживания по всему миру открываются сервисные центры холдинга «Вертолеты России».

- Каковы отношения У-УАЗ с малым и средним бизнесом? Много ли заказов он получает от завода?

- Задачу по поддержке малого бизнеса, поставленную правительством России, стараемся выполнять. У нас есть малые и средние дочерние компании - «Вертолетная инновационная компания», «Аэротех», авиакомпания «Баргузин». Сейчас расширяем систему заказов – планируем передать малому бизнесу производство, например, ящиков, пошив чехлов, мелких деталей. Будем минимизировать свои накладные расходы, давая работу малому бизнесу.

- Кстати, на днях на одном из федеральных ресурсов появилась публикация о том, что «Вертолетная инновационная компания» (ВИК), акционерами которой являются физлица, включая Вас, якобы выводит деньги с У-УАЗ. С чем может быть связано ее появление?

- ВИК – это стопроцентная «дочка» завода, выпускающая лопасти. Никаких иных акционеров в ней нет. Факты в статье искажены вплоть до противопложного. Кому-то очень хочется внести в коллектив слухи и сплетни.  Скажу больше, мне неоднократно намекали - предлагали откупиться от появления «грязных»  материалов в прессе. Думаю, что аппетит приходит во время еды и только растет, поэтому не иду на поводу. По тексту видно, что у автора очень глубокое знание жизни в Бурятии. Такого не бывает у незаинтересованных людей, надеюсь, что читатели это понимают.

- Сохраняет ли У-УАЗ социальные программы?

- Да, и, более того, развивает. Предприятие должно быть привлекательным не только зарплатой. Начинаем со студентов, которых поддерживаем стипендией, о которой я уже говорил. При устройстве человека на работу выдаем «подъемные», в соответствии с программой «Молодой специалист» несколько лет доплачиваем профильным специалистам. Все социальные обязательства закреплены в коллективном договоре: бесплатный отдых в профилактории, льготные путевки на курорты, летний отдых детей (четыре-пять лагерей на выбор), спортивные мероприятия и многое другое. Работники завода формируют корпоративную накопительную пенсию на условиях софинансирования (50 на 50 проц). Решаем квартирный вопрос. Ранее давали ссуду. А сейчас госкорпорация Ростех разработала жилищную программу, согласно которой работникам, вошедшим в нее, компенсируются проценты по ипотеке, либо предоставляются средства на первоначальный взнос. Около 70 человек уже участвуют в ней.

- Каково участие завода в общереспубликанских социальных программах?

- Занимаемся благотворительностью, выделили поселковой школе 6 млн руб на строительство стадиона, столько же направлено на реконструкцию парка им. Жанаева. В 2016 году на благотворительность было направлено почти 32 миллиона рублей, около 8,5 миллионов рублей составили расходы на спонсорство.

Из года в год предприятие поддерживает учебные заведения поселков Загорск и Восточный, авиационный техникум. Завод оказывает благотворительную помощь, направленную на решение вопросов социальной стабильности в поселках, развитие общих инфраструктурных объектов, помогаем религиозным, спортивным, военным, творческим и другим общественным организациям.

Автор: Алексей Субботин

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях