Общество
5783

«Как дальше жить?»: Зарплаты учителей из Бурятии оказались в зоне «полного безобразия»

В некоторых районах жалованье педагогов даже не «дотягивает» до прожиточного минимума

Фото: uodoo.com

По данным Росстата, средняя зарплата российских учителей – 32 тысячи рублей. Журналисты ОТР собрали тысячи sms-сообщений от педагогов из разных регионов страны и выяснили, что на самом деле они получают за свой труд порядка 18 тысяч, а в Бурятии – и того меньше.

- 23 часа – 7500 рублей на руки, унизительно для страны. А «стимулирующая» часть распределяется несправедливо, – рассказала телеканалу одна из жительниц республики.

Такая же ситуация – и в Мухоршибирском районе.

- Зарплата за 21 час составляет 7500 рублей. У меня трое детей. Как дальше жить? – вопрошает ещё одна наша землячка.

«Как жить?» – самый частый вопрос в этих смс. Учителя из Бурятии, как и их коллеги из 39 других регионов, оказались в числе педагогов, чьи доходы – от 7 до 15 тысяч – журналисты назвали «полным безобразием». Это не ставка, а всё полностью – с проверками тетрадей, классным руководством, большим количеством часов. Так, в списке значатся Алтай, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Коми, Крым, Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия, Удмуртия, Чувашия, Алтайский, Забайкальский, Краснодарский, Пермский и Ставропольский края, а также 21 область – Белгородская, Брянская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Липецкая, Омская, Оренбургская, Псковская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ульяновская.

«Почти полное безобразие» с зарплатами (от 16 до 20 тысяч рублей) творится в Адыгее, Карелии, Татарстане, Хакасии, Хабаровском крае, Амурской, Архангельской, Астраханской, Вологодской, Иркутской, Калининградской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Орловской, Пензенской, Ростовской, Томской, Тюменской, Челябинской и Ярославской областях. 

От 21 до 30 тысяч рублей получают педагоги в Карачаево-Черкесии, Тыве, Чечне, на Камчатке, в Красноярском крае, Приморье, Владимирской, Калужской, Кемеровской, Ленинградской, Магаданской, Мурманской, Сахалинской, Свердловской областях, в Подмосковье, Севастополе и Ханты-Мансийском автономном округе. Ну а самые «дорогие» учителя с жалованьем выше 30 тысяч рублей работают в Ненецком и Ямало-Ненецком автономном округах, Якутии, Москве и Санкт-Петербурге. 

Кстати, «полное безобразие» – это отзыв спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко о зарплатах педагогов из Ивановской области. С 1 января они упали с 20 до 14 тысяч, а в некоторых школах – до 7 тысяч, писал в феврале «Московский комсомолец».

- На бумаге всё гладко, почти все губернаторы отчитались: зарплаты соответствуют майским указам. А выходит, какой-то учитель из конкретной школы – это же полное безобразие! – цитировало её издание.

«Экономить на всём»

Напомним, в середине августа преподаватель, кандидат исторических наук и общественница из Москвы Ирина Канторович призвала жителей Бурятии выступить против системы оплаты учительского труда, которая действует в республике уже девять лет. Сегодня финансирование учебных заведений производится по нормативно-подушевому принципу: каждый новый ученик должен приносить школе и работникам дополнительные средства. Иными словами, чем больше детей, тем больше фонд оплаты труда. Если же штат увеличивается, то зарплаты, соответственно, сокращаются.

С 2008 года администрации образовательных учреждений начали проводить оптимизацию штатного расписания – избавляться от «лишних» людей и ставок. Многие педагоги остались без работы. Больше всего в зарплате потеряли учителя малокомплектных школ. Детей расформировывали по «параллелям», чтобы в каждом классе было не менее 25 человек и их можно было бы «разбивать» на подгруппы по некоторым предметам. Естественно, мнение самих школьников при этом не учитывалось.

И хотя с самого начала бурятский профсоюз предлагал внедрить штатно-окладную основу, министерство образования республики вступило в эксперимент по нормативно-подушевой системе. В итоге её и утвердили в качестве постоянной.

По мнению Ирины Канторович, новая система оплаты труда (НСОТ) «развязала» руки руководству учебных заведений.

- Директор любой школы имеет право с очень большой долей самостоятельности распоряжаться выделенным ему бюджетом, в том числе и экономить его, а потом из сэкономленных денег совершенно законно поднять зарплату себе и «своим» сотрудникам. Поэтому многие (не все) руководители стремятся «экономить» на всём, чтобы перенаправить себе побольше денег, – уверена она.

«Раскаяться никогда не поздно»

Под петицией, размещенной на сайте Change.org, подписались уже более 56 тысяч человек. В защиту бурятских педагогов высказались не только жители республики, но и представители других российских городов. 

- Неужели во всей России не найдётся людей, готовых поддержать учителей Бурятии? Прошу вас, отдайте свой голос, и, возможно им станет легче жить. Может быть, и у власти проснётся совесть. Раскаяться никогда не поздно, – написала москвичка Наталья Мазепова.

В другом обращении – на сайте РОИ – отмечается: НСОТ вводилась с целью поощрения лучших работников. Но на практике стимулирующие и премии зачастую «львиной долей переходят в выплаты администрации и близких к ней лиц».

- Положения об оплате труда самоуправно принимаются директорами и оспорить их невозможно, так как соответствующие установочные документы носят рекомендательный характер. Оставшиеся работники работают на износ, а уволенные становятся безработными. При этом в учреждениях появляется целый штат заместителей, руководителей подразделений, состоящий из родственников и знакомых директора. Им назначаются большие оклады, выплачиваются премии и стимулирующие, но чем именно занимаются эти люди и занимаются ли вообще, никому не известно, – подчёркивают инициаторы.

«Таких денег у нас нет»

Напомним, минувшей весной в Минобрнауки заявили, что сегодня средняя зарплата в сфере образования в Бурятии составляет 26 тысяч рублей.

- Показатели не достигаются только в 129 малокомплектных школах. Всего в республике зарегистрировано 11 тысяч ставок. На них приходится восемь тысяч учителей,  то есть нагрузка на одного педагога составляет в среднем 1,5 ставки. Это 24-25 часов вместо положенных 18, – пояснил и. о. главы ведомства Баир Жалсанов на правительственном брифинге в мае. – Если мы пойдём по пути выравнивания заработной платы из расчёта одной ставки, то нужно будет,  в первую очередь, дополнительно найти более трёх тысяч учителей.

На эти цели, по его словам, потребуется 1 миллиард 300 миллионов рублей.

- Таких денег у нас, конечно, нет. Но повысить качество образования можно не через увеличение заработной платы, а через уменьшение нагрузки на учителей. Сейчас рассматривается действенный метод, когда у педагогов будет возможность индивидуально работать с отстающими или одарёнными детьми в свободное от уроков время, – подчеркнул Жалсанов.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях