По сообщению пресс-службы СУ СКР по Бурятии, в 2014 году 37-летняя безработная жительница Кижинги взяла на воспитание из Закаменского реабилитационного центра двух сестренок-сирот 7 и 10 лет. В пресс-службе подчеркивают, что это произошло при содействии представителей местных органов опеки и попечительства.
Несмотря на такую большую ответственность, на работу женщина так и не устроилась. Жила она на ежемесячное пособие, которое выплачивалось за девочек, - почти 10 тысяч рублей. В конце сентября опекунша оставила старшую девочку у родственников и приехала в Улан-Удэ со вторым ребенком. Здесь она сняла квартиру. Цели ее переезда в город непонятны – на работу она так и не устроилась, единственным источником дохода по-прежнему было только пособие. Ходила ли семилетняя девочка в школу, пока точно неизвестно, но, по предварительным данным, нет.
В начале ноября у ребенка на коже появилась красная сыпь. Девочка мучалась больше месяца, с каждым днем ей становилось все хуже, но приемная мать не торопилась обращаться к врачам. По данным следствия, женщина опасалась, что врачи обнаружат, в каких условиях проживают взятые под опеку дети. Тогда их вернули бы в детский дом, а сама она лишилась бы своего источника доходов.
На протяжении всего этого времени женщина искала в Интернете рецепты народных средств, лечила ребенка разными мазями, но подобные меры не помогли. Вскоре у девочки появились кровоточащие язвы и начала подниматься температура. Она постоянно плакала, но и это не разжалобило опекуншу – к врачам она так и не обратилась.
В ночь с 9 на 10 декабря у ребенка начались предсмертные судороги. Под утро девочка скончалась.
- Женщина никому не сообщила о трагедии и хотела сбежать из города. Она уже собрала чемоданы, когда в квартиру за платой приехал арендодатель, - сообщил старший помощник руководителя СУ СКР по РБ Дмитрий Столяров. – Мужчина не дал ей выйти из квартиры и вызвал полицию. Активного сопротивления женщина не оказывала.
Страшная смерть семилетней девочки вызывает множество вопросов – куда смотрели социальные службы, доверяя детей-сирот безработной женщине, почему условия жизни несовершеннолетних не проверялись компетентными органами?
- Вторая девочка пока находится все там же, у родных женщины, местные органы опеки и попечительства сейчас должны сделать то, что должны были сделать намного раньше – проверить условия жизни ребенка и, вероятно, вернуть девочку в реабилитационный центр, - рассказал Дмитрий Столяров. – Кроме того, следствием будет проведена проверка и решен вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц органов опеки и попечительства по факту ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, повлекших гибель переданного под опеку ребенка.
В отношении самой опекунши возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). Однако, как подчеркивает Дмитрий Столяров, не исключено, что деянию женщины будет дана более строгая правовая оценка, предусматривающая уголовную ответственность не за неосторожное, а за умышленное причинение смерти малолетнему ребенку. В этом случае наказание может быть вплоть до пожизненного лишения свободы.
В настоящее время решается вопрос об избрании в отношении подозреваемой меры пресечения в виде заключения под стражу. По уголовному делу проводятся следственные действия, направленные на сбор необходимой доказательственной базы. От какой болезни умерла девочка, выяснят медицинские эксперты.
Отметим, по сообщению пресс-службы МВД по РБ, о происшествии уведомлен врио Уполномоченного по правам ребенка в Республике Бурятия.