В Интернете уже начался сбор подписей под соответствующей петицией. Как утверждает автор инициативы – иркутянка Наталья Челпанова – сокращение водоохранной зоны до 500 метров может нанести «жемчужине Сибири» непоправимый вред.
- Это не только красивое озеро. Байкал содержит пятую часть столь общих запасов пресной воды на нашей планете. Сейчас учёные бьют тревогу: из-за промышленной и хозяйственной деятельности на побережье Байкала гибнет его уникальная система фильтрации воды. Новый законопроект нанесёт очередной удар по Байкалу. Требуем отозвать это поручение и сохранить водоохранную зону в прежних границах, – говорится в обращении.
«Это кошмар!»
Петицию планируется направить в правительство России. На данный момент под ней подписались более 450 человек, причём большинство – жители Иркутской области. Вот какие аргументы приводят люди, поддержавшие инициативу.
- Я являюсь студентом-гидрологом и понимаю все последствия этого сокращения, – пишет Александра Зверева из Иркутска.
- Люблю Байкал и не хочу, чтобы красоту, чистоту и уникальность этого озера уничтожали принятием данного законопроекта, – отмечает Ирина Шклова из Шелехова.
- Уже сейчас на берегах Байкала много мусора. Люди сливают в озеро отходы! Зачем тревожить наше достояние, застраивать берега? Это кошмар! – считает иркутянка Елена Нигматуллина. – Подумайте о будущем Байкала и всей планеты, не вредите сами себе!
Среди подписавшихся есть и москвичи, и петербуржцы, и жители других российских городов. Они уверены, что водоохранную зону, наоборот, следует расширить.
- Надо, наоборот, увеличить её до 10 километров! – уверен курянин Александр Бубнов.
- Чем думают в правительстве России? Как можно покушаться на Байкал? – задаётся вопросом москвичка Ксения Васильева.
- И на каком основании они хотят это сделать? – интересуется жительница Петербурга Наталия Риттер.
Поддержавшие инициативу призывают «не убивать» озеро и единодушно советуют чиновникам российского правительства «убрать руки от Байкала».
Жизнь в резервации
Напомним, распоряжение о новых «охранных границах» российское правительство утвердило в марте 2015 года. На территориях, которые примыкают к береговой линии Байкала, федеральные власти установили специальный режим хозяйственной и другой деятельности – «в целях предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов».
Озеро закон, может, и защитит, а вот Бурятии приходится нелегко, ведь после принятия распоряжения около 70 тысяч жителей республики фактически оказались в «искусственной резервации». Как уже неоднократно сообщал infpol.ru, закон снял ограничения на строительство заводов по производству хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий. Но и без запретов не обошлось. Например, обустраивать общественные туалеты, мусорные полигоны и кладбища население прибрежных зон (до 60 километров от берега) не имеет права. Регистрация прав на земельные участки там приостановлена. Заготавливать древесину и ловить рыбу также запрещается.
«Байкал забирают у жителей»
Первыми тревогу забили бурятские учёные, экологи и общественники. Спустя пять месяцев после принятия распоряжения они заявили: вопрос требует безотлагательного решения.
- Мы проанализировали ситуацию, подключили к обсуждению юристов и сейчас приходим к выводу, что попытка «выдавливания» местного населения с берегов Байкала всё же имеет место быть. Сам Байкал фактически забирают у жителей Бурятии. Подготовлена мощная нормативная база, которая резко ограничивает условия жизни людей. И, по нашему мнению, всё, что предпринимается в этом направлении, нарушает права жителей прибайкальских районов и всей республики, – отметил на специально организованной пресс-конференции председатель бурятского регионального отделения Всероссийского общества охраны природы Батор Цыренов.
«Я на них ещё раз наеду!»
Неоднократно высказывал своё мнение по этому поводу и сенатор Арнольд Тулохонов. Он обращал внимание на то, что документ с Бурятией не согласовывался и потому он является нелегитимным. Тулохонов выступал и на заседаниях Совета Федерации. Впрочем, одними заявлениями в Совфеде он не ограничился и направил открытое письмо в Конституционный суд России и даже генеральному прокурору России Юрию Чайке. В послании на семи страницах сенатор подробно расписал, как и в чём именно ущемляют права людей, проживающих на берегу Байкала. А в заключение и вовсе обвинил чиновников Минприроды в непрофессионализме.
- Непрофессионализм руководства Министерства природных ресурсов России и, как результат – нарастающие протестные настроения в канун «думских» выборов могут перейти и в другие акции гражданского неповиновения – самосожжение, перекрытие Транссиба, отказ от выборов, – заявил в письме Арнольд Тулохонов.
«Власти не отмалчиваются»
Некоторые общественники и люди, живущие на берегу Байкала, неоднократно заявляли, что власти республики не предпринимают никаких мер, чтобы отстоять их интересы.
- Власти не отмалчиваются, – заявил на пресс-конференции в октябре глава Бурятии. – Мы регулярно отслеживаем информацию, работаем над этим с первого дня. Это достаточно жёсткий нормативный акт. Может, его и нужно внедрять, но требуется какой-то переходный период. Двум регионам – Бурятии и Иркутской области – нужно принимать совместные решения. Наверное, слишком жёстко устанавливать границы водоохранной зоны, которые совпадают с центральной экологической зоной: в отдельных местах она доходит до 60 километров. Нигде в мире такого нет: двести метров, ну пятьсот максимум.
Тогда же он подчеркнул: население прибрежных районов на охранные границы в 200-500 метров согласно.
К слову, с инициативой об их сокращении в конце января 2016 года выступали и иркутские учёные.
- Запреты коснулись открытия новых кладбищ и скотомогильников, захоронения твёрдых бытовых отходов и др. Это вызвало тогда массу возмущений. Особенно «кипела» Бурятия, где местные жители назвали действия федеральных властей антинародными и даже пригрозили перекрыть Транссиб, – сообщал «АиФ - Иркутск». – Между тем, в начале 2000-х годов иркутские учёные делали обоснование границ водоохранной зоны Байкала на основе географического подхода. Она должна включать в себя дельты рек, впадающих в озеро, и проходить по вершинам хребтов, склоны которых примыкают к Байкалу. Где-то эта зона может быть 50 метров, где-то – 2,5, а где-то – и 5 километров Реакции федералов на это предложение пока не последовало.
Сократят в 120 раз
Несколько недель назад стало известно, что водоохранную зону всё же сократят. Правительство России уже поручило федеральному Минприроды разработать соответствующие изменения в Водный кодекс закон об охране озера Байкал, пишет ИА «Телеинформ». Такое решение, по словам представителя Департамента водных ресурсов Минприроды Евгения Шишко, было принято на основании письма главы Бурятии Вячеслава Наговицына.
Если законопроект о сокращении водоохранной зоны до 500 метров будет принят, документ, утверждённый в марте прошлого года, отзовут, сообщает пресс-служба зампреда комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Михаила Слипечука. Напомним, ранее, на заседании в Общественной палата России Слипенчук уже выступал с таким предложением.
- Единственный путь для решения проблемы – это научное обоснование ширины водоохранной зоны, приостановка действия существующего постановления правительства и создание нового, – заявил тогда депутат. – С одной стороны, мы бьёмся за жителей, которые живут на берегу Байкала. Но с другой, нельзя забывать о том, что туда приезжает куча туристов, оставляющих мусор, и отсутствует система регулирования. Нужно задуматься о выделении дополнительных средств на уборку территории, ведь там запрещено размещение, например, мусороперерабатывающих станций.
«Это дело долгое»
Но вот когда Бурятия официально лишится статуса «искусственной резервации» неизвестно. В Министерстве природы Бурятии отмечают, что для внесения изменений в законодательство потребуется, как минимум, год.
- Особых таких проблем мы не видим. Просто проблемы с кладбищами, с бытовыми отходами, где их размещать, проблемы с дорогами, что нельзя ездить. В принципе, год мы прожили. Я думаю, ещё год можно потерпеть, – заявил в интервью телекомпании «АригУс» первый заместитель глав ведомства Александр Лбов.
То, что решение вопроса может затянуться, не исключают и учёные.
- Это дело очень долгое, потому что необходимо подготовить нужные поправки, выступить с законодательной инициативой, провести через обсуждения комитета и комиссии Государственной Думы. Требуется четыре слушания на заседаниях, одобрение Совета Федерации, затем – подписание президентом и официальное опубликование, – отмечает известный эколог и геолог, председатель комиссии Общественной палаты Бурятии по экологии и природопользованию Евгений Кислов.
Между тем, по словам эксперта центра общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса ОНФ Маргариты Морозовой, законопроект о сокращении водоохранной зоны Байкала будет принят уже к сентябрю 2016 года.