Байкал
2219

Арнольд Тулохонов раскритиковал решение Москвы «пересмотреть» уровень Байкала

По мнению сенатора, правительственный проект может привести к наводнению в Приангарье

Фото из архива infpol.ru

Напомним, действующий закон не позволяет Байкалу упасть ниже 456 метров: ограничение метрового диапазона ввели ещё в 2001 году. С тех пор возникла проблема с Иркутской ГЭС, ведь подобный запрет не позволяет максимально увеличивать выработку электроэнергии на Ангаре.

«Священное море», между тем, продолжает мелеть. Прогнозы учёных неутешительны: этой весной уровень воды в озере может опуститься почти на 40 сантиметров. Причина тому, по словам начальника территориального отдела водных ресурсов по Бурятии Валерия Молотова – маловодный засушливый климатический период, который продолжается в республике уже 18 лет. Сказалось и жаркое засушливое лето-2015. Из-за недостаточного количества осадков также мелеет Селенга – основной приток Байкала.

Разрешили сброс

Впрочем, причина не только в недостаточном притоке, но и в расходах по использованию воды для обеспечения потребностей Ангарска. Напомним, в прошлом году иркутские учёные выступили с предложением увеличить сброс из Байкала. Высказывалось мнение, что это позволит решить проблему малой водности рек, которая создаёт неудобства у энергетиков Восточной Сибири.

В январе 2015-го года проблемой озаботились власти Бурятии. Глава республики Вячеслав Наговицын на одном из планёрных совещаний поручил министру природных ресурсов Юрию Сафьянову рассмотреть информацию экологов о последствиях обмеления. Одной из основных причин снижения уровня воды была названа деятельность иркутских энергетиков. Из-за маловодья в конце января 2015-го на Байкале ввели режим повышенной готовности. Тем не менее, в Москве всё же поддержали инициативу использовать водные ресурсы озера ниже установленного уровня.

Водоёмы исчезают

Жители прибрежных районов Бурятии уже в полной мере ощутили обмеление Байкала. Пересыхают мелкие реки и озёра, из колодцев и скважин исчезает вода, а её качество заметно ухудшилось.

По оценке экспертов, Байкал вступил в очередной, уже наблюдавшийся ранее период естественного маловодья, который может продлиться до четверти века. С 1962 года уровень озера опускался ниже критической отметки в 456 метров 11 раз. Самая низкая – 455,27 м – была зафиксирована в 1982 году.

Но, несмотря на катастрофическое обмеление, Министерство природных ресурсов России намерено расширить границы уровней воды на Байкале с одного метра до 2 метров 31 сантиметра. Минимальный показатель, таким образом, составит 455,54, а максимальный – 457,85 метра. Пойти на «понижение» федералы решили для того, чтобы в условиях маловодья обеспечить водой жителей Иркутской области.

Против правительственного проекта в конце марта выступили  депутаты Госдумы. А на днях, на встрече с природоохранными структурами республики решение Росводресурсов по регулированию уровней воды в Байкале прокомментировал сенатор от Бурятии Арнольд Тулохонов.

- В естественном режиме предлагаемого интервала колебаний Байкала в 231 сантиметр никогда не было, и возможно это лишь один раз в 10 тысяч лет. В случае таких максимально низких отметок уровня озера полностью прекратится работа всех существующих водозаборов ниже плотины Иркутской ГЭС, – цитирует  его ИА «Телеинформ». – А при предлагаемой максимальной отметке турбины Иркутской ГЭС не смогут пропустить весь объём байкальской воды. Начнётся холостой сброс через верхний бьеф плотины, что неизбежно приведет к затоплению поймы Ангары, дачных и иных объектов Иркутска.

По мнению сенатора, позиция Росводресурсов, выраженная в тексте решения, лоббирует интересы хозяйствующих субъектов.

Арнольд Тулохонов напомнил о своём предложении – за счёт водной ренты создать в центральной экологической зоне единую систему энергоснабжения. Это, по его словам, повысило бы эффективность экономики и уровень жизни местного населения и сократило бы вредные выбросы в атмосферу.

- Предлагаемый подход справедлив в том отношении, что основная часть Иркутского водохранилища и его составной части – озера Байкал – принадлежит Бурятии, где проживает основная часть жителей центральной экологической зоны, – пояснил Тулохонов.

Автор: Татьяна Родионова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях