Протестная акция состоится на площади Революции 24 апреля в 16.00. Организаторы – представители общественного движения «За священный Байкал!» – уверены: уменьшение границ водоохранной зоны озера до 500 метров может нанести ему непоправимый вред.
- Митинг не несёт никакой политической или иной подоплеки, это инициатива неравнодушных людей, душой болеющих за малую родину, – говорится на официальных страничках мероприятия «ВКонтакте» и в Facebook.
В этот же день в Улан-Удэ пройдёт тематический флешмоб: жителям республики предлагают прийти в 17.00 на площадь Советов с гелиевыми шарами синего цвета и лозунгами в поддержку озера.
К слову, в начале апреля на сайте Change.org начался сбор подписей под петицией против уменьшения водоохранной зоны. На сегодня её поддержали более 1000 человек, в том числе иркутяне, москвичи и петербуржцы.
Искусственная резервация
Напомним, распоряжение о новых «охранных границах» российское правительство утвердило в марте 2015 года. На территориях, которые примыкают к береговой линии Байкала, федеральные власти установили специальный режим хозяйственной и другой деятельности – «в целях предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод и сохранения среды обитания водных биологических ресурсов».
Озеро закон, может, и защитит, а вот Бурятии приходится нелегко, ведь после принятия распоряжения около 70 тысяч жителей республики фактически оказались в «искусственной резервации». Закон снял ограничения на строительство заводов по производству хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий. Но и без запретов не обошлось. Например, обустраивать общественные туалеты, мусорные полигоны и кладбища население прибрежных зон (до 60 километров от берега) не имеет права. Регистрация прав на земельные участки там приостановлена. Заготавливать древесину и ловить рыбу также запрещается.
Первым тревогу забили бурятские учёные и общественники. Спустя несколько месяцев после принятия распоряжения они заявили: вопрос требует безотлагательного решения. Некоторые активисты и люди, живущие на берегу Байкала, неоднократно заявляли, что власти республики не предпринимают никаких мер, чтобы отстоять их интересы.
- Власти не отмалчиваются, – сообщил на пресс-конференции в октябре глава Бурятии Вячеслав Наговицын. – Мы регулярно отслеживаем информацию, работаем над этим с первого дня. Это достаточно жёсткий нормативный акт. Может, его и нужно внедрять, но требуется какой-то переходный период. Двум регионам – Бурятии и Иркутской области – нужно принимать совместные решения. Наверное, слишком жёстко устанавливать границы водоохранной зоны, которые совпадают с центральной экологической зоной: в отдельных местах она доходит до 60 километров. Нигде в мире такого нет: двести метров, ну пятьсот максимум.
Сократить в 120 раз
К слову, с инициативой об уменьшении охранных границ в конце января 2016 года выступали и иркутские учёные.
- Запреты коснулись открытия новых кладбищ и скотомогильников, захоронения твёрдых бытовых отходов и др. Это вызвало тогда массу возмущений. Особенно «кипела» Бурятия, где местные жители назвали действия федеральных властей антинародными и даже пригрозили перекрыть Транссиб, – сообщал «АиФ-Иркутск». – Между тем, в начале 2000-х годов иркутские учёные делали обоснование границ водоохранной зоны Байкала на основе географического подхода. Она должна включать в себя дельты рек, впадающих в озеро, и проходить по вершинам хребтов, склоны которых примыкают к Байкалу. Где-то эта зона может быть 50 метров, где-то – 2,5, а где-то – и 5 километров Реакции федералов на это предложение пока не последовало.
Несколько недель назад стало известно, что водоохранную зону всё же сократят. Правительство России уже поручило федеральному Минприроды разработать соответствующие изменения в Водный кодекс закон об охране озера Байкал. Такое решение, по словам представителя Департамента водных ресурсов Минприроды Евгения Шишко, было принято на основании письма главы Бурятии. Если законопроект будет принят, документ, утверждённый в марте прошлого года, отзовут.
Но вот когда Бурятия официально лишится статуса «искусственной резервации», пока неизвестно. В начале апреля в Министерстве природы Бурятии сообщили, что для внесения изменений в законодательство потребуется, как минимум, год.