Напомним, в прошлом году правительство Бурятии одобрило строительство сразу двух заводов по розливу воды из Байкала. Одно производство расположится в Кабанском районе Бурятии – в селе Выдрино, второе – в 43 километрах от Северобайкальска, на участке площадью около 10 гектаров.
Вода для китайцев и корейцев
Продукцию планируется поставлять в Китай и Южную Корею. В правительстве республики уверяют, что проекты позволят создать сотни рабочих мест, а производство не нанесёт никакого вреда природе.
- По заключению учёных, без ущерба экосистеме Байкала можно добывать до 400 миллионов тонн воды в год – это 0,5 % расходной части водного баланса озера, – сообщал в декабре ТАСС со ссылкой на Фонд регионального развития (ФРР).
А до этого гендиректор ФРР Анатолий Думнов отмечал, что «забор воды никоим образом не будет угрожать уровню Байкала и что проект прошёл согласование на федеральном уровне».
«Высокие возможности»
На минувшей неделе Бурятия уже начала переговоры с потенциальными инвесторами по поводу строительства завода в Кабанском районе.
- Среди заинтересованных есть и наши резиденты, и предприниматели из КНР, – рассказал ТАСС начальник коммерческого отдела регионального филиала АО «Особые экономические зоны» Евгений Марчук.
Проект, по его словам, может стать экспортоориентированным.
- У нас построен водозабор, из которого резиденты обеспечиваются водой. Возможности по её добыче достаточно высокие, – добавил Марчук.
«Да ради бога!»
Байкал, между тем, опустился на 28 сантиметров ниже «критической» отметки в 456 метров. Такой уровень сохраняется с 10 апреля. Ранее учёные прогнозировали, что весной озеро может обмелеть на 35-40 сантиметров. Но и тогда власти сохраняли удивительное спокойствие.
- Некоторые природные явления, к сожалению, от нас не зависят, поэтому, хотим мы или нет, уровень в Байкале в следующем году упадёт, по нашей оценке, примерно на 40 сантиметров. Мы отрегулируем постановлением временное понижение, а чтобы отрегулировать постоянное, необходимо провести научно-исследовательские работы, – заявил на правительственном брифинге в декабре министр природы Бурятии Юрий Сафьянов.
Интересно, что, по мнению главы Минприроды, работа завода по розливу питьевой воды, который планируется построить в Кабанском районе, никак не отразится на состоянии озера.
- Этот инвестпроект действительно находится на стадии реализации. Для понимания я специально взял калькулятор, позанимался математикой: 2,5 миллиона тонн воды – это суточный сброс Иркутской ГЭС. Считаю, что здесь ничего страшного нет, влияние этого фактора мизерное, – заявил Сафьянов. – А вот то, что мы получим новые рабочие места и инвестиции и что налоговая база республики увеличится – неплохо.
Такое же мнение высказал и начальник территориального отдела водных ресурсов по Бурятии Валерий Молотов. «Экспорт» в Китай 2,5 миллионов тонн байкальской воды в год он назвал «несущественным».
Никакой угрозы для Байкала не увидел и сенатор от Бурятии Арнольд Тулохонов.
- Да ради бога! – отметил он на пресс-конференции в феврале. – Это восстанавливаемый ресурс. Производство безотходное и рынок огромный. Вопрос в другом. Чтобы пробиться на мировой рынок, нужны огромные деньги. Проблема маркетинга очень важна. Сегодня нас никуда не пускают, и не только из-за санкций. Весь рынок сегодня занят водой «Evian», «Вера». Всё забито. И даже Лужков не мог «пробить» байкальскую воду – мы два-три эшелона отправляли в мэрию (Юрий Лужков занимал пост мэра Москвы с 1992 по 2010 гг. – прим. ред).
«Это заслуживает особого внимания»
Однако активисты Бурятии, настаивают на проведении общественных слушаний до начала строительства заводов, передаёт ТАСС.
- Ни по одному из этих проектов общественные слушания не проводились. Считаем, что они необходимы, – цитирует издание члена Общественной палаты России, активиста ОНФ Андрея Сукнёва.
Такое заявление он сделал ещё в феврале, выступая на расширенном заседании региональной группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса.
Сукнёва тогда поддержал сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов.
- Если у кого-то есть конкретные опасения, что будет нанесен урон экологии – как, например, в случаях, когда иностранные компании приходят, выжимают всё и уходят, оставив загрязнённую химикатами землю – то да, это заслуживает особого внимания, – подчеркнул Александр Бречалов.