Дипломированный эколог в интервью «Информ Полису» высказала свою точку зрения на сокращение водоохранной зоны Байкала, строительство Шуренской ГЭС, а также поговорила с нами о менталитете россиян и американцев.
12 мая Россия и страны бывшего СНГ отмечали День экологического образования. Цель праздника - актуализация экологических знаний во всех сферах человеческой деятельности.
Наша собеседница Наталья Тумуреева окончила ВСГУТУ по специальности «охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», имеет квалификацию «инженер-эколог». Состоит в Бурятском региональном объединении по Байкалу. С 2005 года является председателем регионального отделения фракции «Зеленая Россия» партии «Яблоко». 10 лет преподавала во ВСГУТУ. Сейчас Наталья работает заместителем директора по НИОР в Республиканском эколого-биологическом центре учащихся МОиН РБ.
- Начнем с базового понятия. Эколог – это все-таки профессия, на которую надо учиться как на любую другую специальность, или экологом может называть себя любой общественник?
- Экология - это наука, и ей должны заниматься профессионалы. Здесь должно быть разграничение между понятиями «экология» и «охрана окружающей среды». Есть люди, которые думают, что экологи занимаются только замерами и сравнивают их с нормативами, но это лишь часть работы эколога. Общественников, тех, у кого нет экологического образования, можно называть зелеными, но не экологами. У нас же экологами называют всех.
- Где учатся на эколога? И какими базовыми знаниями должен обладать человек, называющий себя экологом?
- Получить экологическое образование можно почти во всех вузах республики, только во ВСГУТУ есть три кафедры, которые готовят специалистов. Нужно понимать, что, убирая мусор на Байкале, не становишься экологом. Экологическое образование – это наличие диплома. У нас любят говорить о массовом экологическом образовании. Мне кажется, что здесь правильнее говорить об экологическом воспитании.
- Есть ряд связанных с экологией дисциплин. Это, в частности, химическая экология, биоэкология, геоэкология. Геологическое образование тесно контактирует с образованием технологическим и социально-экономическим. Означает ли это, что любой географ или геолог одновременно и эколог?
- Экология всегда была наукой на стыке дисциплин. Если человек имеет специальность биолога, защитил диссертацию по экологии (т.е. окончил аспирантуру по этому направлению), ему присуждается степень кандидата или доктора биологических наук, это, естественно, значит, что он профессионально занимается экологией.
- Основная цель праздника 12 мая состоит в формировании у населения экологического сознания. Парадокс в том, что в Бурятии у коренных народов оно всегда было, от запрета рубить молодые деревца до категорических запретов осквернять воду даже мытьем в ручье рук. Как случилось и за какой момент это экологическое сознание улетучилось? Ведь мусорят на природе сами местные жители?
- Одна из причин в том, что у нас, россиян, нет культуры обращения с отходами, прежде всего с твердо-бытовыми (ТБО). Вторая - во времена СССР мы потребляли меньше, был дефицит, поэтому к вещам относились бережно. Сейчас у нас очень большой выбор, можно купить все, что пожелаешь, и все это продается в упаковках. Мы не знаем, куда девать использованные вещи, упаковки, и просто выбрасываем. Во всех развитых странах от этого уже отошли, пережили бум потребления. Зубная паста, к примеру, продается без упаковки. А как у нас? Паста лежит в упаковке, в которой еще есть и инструкция. Все это потом попадает на свалки. Само отношение к мусору у нас специфичное. Большая часть населения считает, что должны за ними убирать, а мысль о том, что просто можно не мусорить, пока не дошла. В развитых странах отношение к ТБО совсем другое, это вторичный ресурс. Меня просто убивают люди, которые выбрасывают мусор из окна автомобиля. В США, Европе так никто не делает и там чисто вдоль дорог. К тому же там очень жесткая система штрафов. К примеру, в США есть такая практика: выбросил бумажку из окна машины, а следом едущий водитель запишет ваши номера и передаст в полицию. Нарушитель получает штраф. Это у них называется гражданской ответственностью, а у нас стукачеством. И это во всех сферах жизни. Еще пример работы штрафов – Пекин. До эпидемии птичьего гриппа там было очень грязно. А потом стали штрафовать за плевок на улице и строго за этим следить, теперь никто не плюется на улице. Человеческая сущность такова – пока не накажут, он не поймет. Поэтому я считаю, что у нас просто необходимо вводить штрафы за несанкционированные свалки и в первую очередь реально наказывать ответственных. Почему образуются стихийные свалки вокруг деревянной застройки? Понятно, что люди сами гадят, но это еще и оттого, что никто не контролирует этот процесс. Плохо работает Комитет городского хозяйства, не работает с населением.
- Вы верите, что субботниками можно поддерживать окружающую среду в чистоте?
- Как только я приехала в Улан-Удэ, каждый год участвовала, а впоследствии сама проводила экологические десанты. Сейчас периодически участвую в экологических акциях. Но я принципиально не убираю мусор на Набережной и не хочу, чтобы к этому привлекали детей. Это проблема администрации города. Почему дети должны убирать за взрослыми? Посмотрите на состав мусора: это шприцы, использованные прокладки, памперсы, бутылки. Лучше я научу ребят не мусорить. В этом смысл экологического воспитания. Когда мы приезжаем отдыхать на Байкал, с детьми, с друзьями, с коллегами, всегда берем с собой мешки, все собираем и увозим с собой.
Просто убирать мусор бесполезно. Эту проблему нужно решать комплексно. Мы и так видим, что субботники не приносят результата. Через месяц-два мусор валяется снова в таких же количествах.
Кроме того, субботник – дело добровольное и убираться не выходит практически никто. У людей нет сознания, все считают, что кто-то должен прийти и убрать их мусор. У нас не понимают, что чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Каждый человек должен прийти к этому сам. Нужна и государственная пропаганда. Нужно говорить, что мусорить – это не круто. И эта борьба должна вестись так же, как и с курением, алкоголизмом, наркоманией. Мне кажется, у нас успешно проходит акция по борьбе с курением – люди бросают курить.
Нужно наладить систему переработки мусора, и это давно должно стать государственным делом. У нас есть пример, как это делается наоборот. Установили красивые дорогие баки. А какой в них смысл? Зачем мусор сортировать, если он все равно свозится на один полигон? Переработки-то нет. Баки стоят два года. И кто-то научился за это время сортировать мусор? Чтобы научить людей сортировать мусор, надо сначала запечатать все мусоропроводы. Опыта по всему миру много. Надо только захотеть.
Еще один пример, но уже про мусор на Байкале. Со студентами ездили на практику в Энхалукский заказник. Первый год мы ничего там не делали, кроме того, как убирали мусор с утра до вечера. На следующий год мы уже стали работать с отдыхающими, проводили рейды по берегу – просили убирать за собой, раздавали бесплатно мусорные мешки, просили оставлять мусор в мешках у дороги. А оттуда уже вывозили на свалку, мешки же легче закидать в машину, чем разгребать кучи. Тогда я заметила, что приезжие люди из других регионов охотнее идут навстречу, а наши земляки отмахиваются: «Это не наше, мы не будем убирать»
- Есть разные экологические фонды, центры, специализированные учреждения, в компетенции у которых находится проведение экологических мероприятий. А воз и ныне там. Может, стоит перейти к экологической полиции?
- На самом деле их не так много, и мы все друг друга знаем в лицо. Работа ведется, медленно, при катастрофической нехватке финансирования, на средства грантов, но у нас много побед.
А к вопросу о полиции. У нас об этом давно говорят. Раньше была «лесная милиция» при МВД. Они занимались браконьерами, незаконными рубками и прочим. Мы сотрудничали с ними. Теперь ее нет – ликвидировали. Также сейчас в школах нет предмета «экология». Мы шагаем в обратном направлении, от экологизации к деэкологизации.
- Как в наш век урбанизации обеспечивать стабильную защиту от влияния вредных факторов, в первую очередь антропогенного характера?
- Улан-Удэ всегда входил в 30 самых грязных городов России. Наш город – большая деревня, много загрязняющих веществ выбрасывают мелкие котельные. Крупное производство проще контролировать, ту же ТЭЦ, там стоят циклоны, проводятся замеры. А кто проводит замеры на мелких котельных? Также свою долю вносит и автотранспорт. Как защититься? Не знаю. Единственный способ защиты - вести здоровый образ жизни, пользоваться фильтрами для воды, учить детей быть экологически ответственными и грамотными. И самим, в конце концов, задуматься: что мы оставим своим детям и внукам, горы мусора или чистый Байкал?
- Сейчас бушуют страсти и митинги вокруг водоохранной зоны Байкала. Оказалось, организаторы и участники митинга даже не знают, что Холоднинское месторождение не зависит от водоохраной зоны. Оно запрещено ЦЭЗ, чьи границы останутся неизменными. Поясните для простого читателя доступно, чем отличаются водоохранная и центральная экологические зоны.
- Мне кажется, что это мероприятие было проведено против конкретного человека - Михаила Слипенчука. Озеро Байкал является единственным водным объектом в стране, для которого разработан закон «Об охране озера Байкал». Есть перечень видов запрещенной хозяйственной деятельности в Центральной экологической зоне, где в том числе запрещена добыча полезных ископаемых. Холоднинское месторождение находится на берегу Байкала и попадает в Центральную экологическую зону, так что даже отмена водоохраной зоны не даст возможности его разработать. Водоохранная зона есть у всех водных объектов. Байкал был единственным объектом, у кого не было этой зоны. В марте этого года Минприроды эту зону утвердило. Конечно, есть свои плюсы и минусы.
- Еще одна тема – экологических спекуляций – Шурэнская ГЭС в Монголии. Одни говорят, что это уменьшит водность Селенги, другие считают, что Шурэн лишь один из притоков Селенги и это никак не скажется на притоке Байкала. Просто Россия не хочет отпускать с энергетической иглы Монголию. Где истина?
- Ну откуда же мне знать, где она, эта истина? Вполне естественно, что монголы хотят избавиться от энергетической зависимости от России. Но строительство ГЭС даже на притоке Селенги отразится на нас. При эксплуатации ГЭС не изменится количество воды реки, изменится годовой сток. Летом воды будет меньше, что приведет в засухе, а зимой, наоборот, воды будет больше, что может привести к зажорным явлениям - это когда вода выталкивает лед из реки. Против ГЭС выступают и сами монголы, ведь придется затопить большие территории для строительства водохранилища и пострадают фермеры. Здесь нужно думать обо всех последствиях, а также о людях, которые могут пострадать.Перед выборами все начали разыгрывать карту Байкала. Выборы пройдут, и все забудется. А экологи работают всегда, независимо от выборов. Времени на пиар у нас нет.