Напомним, накануне «Известия» сообщили, что строительство монгольских ГЭС на Селенге и её притоках – реках Орхон и Эгийн-Гол – может привести к полному исчезновению самого глубокого в мире пресноводного озера. Эта новость получила широкий резонанс в федеральных СМИ и социальных сетях.
Не навредить
Не остались в стороне и эксперты. Так, известный географ Леонид Колотило, исследователь Байкала, назвал угрозу его высыхания из-за монгольских ГЭС глупостью.
- Глупости не комментируем. Ну как можно? А что, если высохнет мировой океан? Ну, нарушится водообмен, станет меньше, медленней, но это не значит, что он исчезнет. Глубина Байкала – 1642 метра, глубина в истоке Ангары – 2 метра. Ну, будет глубина 1640. Больше воды, чем позволяет высокий порог Ангары, не вытечет, – цитирует Колотило «Говорит Москва».
Чтобы избежать губительных последствий строительства гидроэлектростанций, российские министерства начали разработку альтернативных путей обеспечения Монголии электричеством, передаёт «РЕН ТВ». В соседнем государстве, в свою очередь, пообещали не вредить «жемчужине Сибири».
- Монголия не будет предпринимать никаких действий, которые могли бы оказать негативное воздействие на экосистему озера, – заявили в природоохранном ведомстве.
Согласовать с российской стороной
Как уже сообщал infpol.ru, о намерениях монголов создать собственные ГЭС широкая общественность узнала в 2012 году. Тогда Всемирный банк выразил готовность профинансировать проект МИНИС по развитию инфраструктуры горнорудной промышленности. Речь шла как минимум о двух гидроэлектростанциях – на самой Селенге и на её притоке – реке Орхон. Таким образом в соседней стране планировали решить проблему дефицита электроэнергии.
В 2013 году появился третий проект – на реке Эгийн-Гол, который финансирует Китай. Именно он сегодня вызывает особые опасения у учёных. Монголия никаким образом не сообщила о нём России, хотя подобного рода договорённости существуют между странами с начала 2000-х. Выдвигались железные аргументы: поскольку это внутренняя река, строить на ней можно. Но, как уже отмечалось, Орхон является одним из притоков Селенги. А потому угроза для главной артерии Байкала и самого озера сохраняется.
Какую угрозу несут эти объекты, наканун «Коммерсанту» рассказала учёный секретарь научного совета по Байкалу Сибирского отделения РАН Ирина Максимова. По её словам, ГЭС, которые планирует построить Монголия, предполагают зарегулировать примерно 90% воды, поступающей в Селенгу.
- Это, конечно, достаточно большая опасность, но в настоящее время эти все проекты не вступили в стадию реализации, и, мало того, в последнее время наше государство всё-таки пытается активно работать с Монголией в этом направлении, – цитирует её издание. – На совещании в Минприроды, организованном по инициативе Всемирного банка, присутствовали представители китайской стороны. Достигли договорённости, что те проекты, технические задания, которые готовятся для этих ГЭС, должны быть обязательно согласованы российской стороной.
«Пока нет объективных оценок»
Сегодня Россия и Монголия ведут активные переговоры по поводу планов строительства гидроэлектростанций
- Там тоже представители и науки и, естественно, наших правительственных структур, и Минэнерго, которые продолжают обсуждение данного вопроса. Так что процедура какая-то движется. Но, к сожалению, объективных количественных оценок, как это может повлиять (на Байкал – прим. ред.), пока нет, – подчёркивает Ирина Максимова.
С каждым годом состояние Байкала вызывает всё большее беспокойство. И причина тому – не только планы по возведению ГЭС, но и обмеление, и появление спирогиры, а также загрязнение озера химикатами и фекалиями.
- Биологическое загрязнение прибрежной зоны – это действительно катастрофа, причём она ни научно, ни практически не исследована. Действительно очень серьёзно катастрофическое развитие спирогиры, причем не только в тех местах, где сбрасываются сточные воды. Очистные сооружения не работают, а те, которые есть, чистят от пыли, больше ничего. Это самая серьёзная проблема, – считает учёный секретарь научного совета по Байкалу СО РАН. – Гибнут губки, которые чистят всю прибрежную воду Байкала. На них развиваются цианобактерии и всякие токсичные загрязнения, которые вообще опасны для людей.
В Минприроды России обещали найти финансирование для решения этих проблем. Но пока дело так и не сдвинулось с «мёртвой точки».
- К сожалению, пока только академические институты за счёт денег на какие-то фундаментальные исследования проводят работы. А работа, конечно, прикладная, и речь идёт о значительных объёмах денег, и даже на небольшие средства можно провести несколько кругобайкальских экспедиций и полностью исследовать, набрать статистику. Это всё важно, но этого пока нет, – подчёркивает Ирина Максимова. – Но считать, что угроза от строительства ГЭС Монголии ничего не значит – это не так. Катастрофическое есть уже сейчас, к этому тоже надо готовиться и проводить работы, консультироваться с Монголией, предлагать им взаимовыгодные альтернативные варианты энергообеспечения.