О создании экспресс-теста, который позволяет за пять минут определить, грозит ли человеку инсульт, стало известно осенью 2014 года. Работа над проектом велась в инновационном центре «Сколково» в Москве.
- Вы можете прийти в лабораторию, сдать кровь на анализ и через несколько дней получить узнать, в каком состоянии находится ваш мозг. На основе этих данных невролог даст какой-то прогноз, направление на МРТ (магнитно-резонансная томография – прим. ред.) и КТ (компьютерная томография). То, что мы разрабатываем сейчас в центре Сколково – это бумажная тест-полоска, подобная тесту на беременность или глюкометру. Реакция происходит буквально в течение 20-ти секунд, – рассказывал на одном из правительственных брифингов руководитель проекта, генеральный директор компании DRD Анжей Жимбиев.
Разработчики отмечали, что экспресс-тесты появятся не только у «скорой», но и в поликлиниках и районных больницах, ведь сегодня в сёлах Бурятии нет специального оборудования для диагностики заболевания. Изобретение наших земляков стало настоящей революцией в медицине. О нём сообщили многие федеральные каналы, в том числе и НТВ.
На днях разработку впервые представили в США. Автор проекта – компания DRD из Бурятии и девять других резидентов фонда «Сколково» приняли участие на выставке инноваций TechCrunch в Нью-Йорке, передаёт РИА Новости.
Сдать кровь на инсульт
Разработчики отмечают: быстрые тесты для определения риска инсульта или тяжести сотрясения головного мозга незаменимы для бригад «скорой», поликлиник, приёмных отделений больниц, травмпунктов, спортивных школ и в целом в нейрохирургии, неврологии и анестезиологии.
Над прототипом «карманной лаборатории» признанные в России и за рубежом специалисты трудились несколько лет. Ведущим разработчиком выступала профессор Санкт-Петербургского медицинского университета имени Павлова и медицинского центра «Декалб» в Атланте Светлана Дамбинова.
- Мы уже начали подготовительную работу в России. Надеемся в этом году выйти на клинические испытания в стране, чтобы завершить процесс к концу 2018 года, – рассказал РИА Новости Анжей Жимбиев.
Параллельно он работает с давним американским партнёром Робертом Райнхартом, чтобы пройти соответствующие регуляторные процедуры Управления по контролю качества пищевых продуктов и медикаментов США (FDA). Райнхарт уверен: рынку США российский экспресс-тест необходим.
- Десять лет назад это спасло мою жизнь, – признался он.
Один из прототипов теста Райнхарт тогда проверил на себе, родных и друзьях, что позволило ему вовремя сделать операцию на сердце. Чтобы пройти клинические испытания и получить разрешение от FDA, нужно минимум 10 миллионов долларов. Но это, по сути, дает «зелёный свет» для широкого использования тестов.
Среди других представленных на выставке проектов – продающаяся в 30 странах система навигации в помещениях для роботизированной техники, с точностью до 2 сантиментов от «Marvelmind Robotics» московского радиоинженера Максима Третьякова, а также программа, создающая 3D-модель по фотографии, уже доступная в магазинах мобильных приложений – от группы Vision Labs.
Лучше изобретаем, чем продаём
Для реализации проектов и дальнейшего развития компаниям-участницам конференции необходимо привлечь от 1 до 10 миллионов долларов инвестиций, рассказал РИА Новости старший вице-президент по инновациям фонда «Сколково» Василий Белов. Он подчеркнул: при сокращении иностранных инвестиций в Россию за последние три года приток средств из частных источников на проекты фонда увеличивается более чем на 50 процентов в год.
- В первую очередь, это связано с тем, что растёт количество резидентов «Сколково» и они взрослеют, – пояснил Белов.
В глобальной конкуренции IT-сферы российские специалисты и компании востребованы в работе по информационной безопасности, машинному обучению, искусственному зрению и других направлениях, где высока роль математики и алгоритмов.
- Здесь Россия исторически сильна. Эти отрасли Америка знает и достаточно непредвзято воспринимает идею выхода российских компаний в этих областях на рынок, – рассказал Василий Белов.
А вот в электронной коммерции, social-маркетинге и социальных сетях специалисты российской школы значимых успехов не имеют.
- Мы всегда считать и изобретать умели лучше, чем потом продавать, – объясняет представитель фонда.