Потребление рыбы и рыбопродуктов по современным требованиям здорового питания в Европе составляет в среднем 30 кг в год. В среднем в России - 14 кг, и это лишь чуть выше необходимого минимума. А в Бурятии даже минимальный показатель не выполняется. В прежние годы республика славилась байкальским омулем, пелядью, плотвой, щукой с Еравнинских озер и Гусиного озера.
Сегодня о прежних уловах остается только вспоминать, лов омуля на Байкале вот-вот будет ограничен, обмелели Еравнинские озера, стало намного меньше щуки. На прилавках наших магазинов и рынков изобилие замороженной океанической и морской продукции, а свежей местной рыбы все меньше.
Во всём мире эта проблема решается одинаково - искусственным разведением рыбы. Мировой лидер по экспорту выращенной рыбы - Норвегия - до начала контрсанкций экспортировала в Россию миллионы тонн форели. Соседний Китай выращивает в год 46 миллионов тонн рыбы.
Два года назад, на волне импортозамещения, во многих регионах России тоже стали появляться рыборазводные хозяйства. Например, Иркутская область приступила к масштабной программе производства товарной рыбы - уже в текущем году на развитие аквакультуры выделены миллионы рублей. Планируется «зарыбить» Братское и Усть-Илимское водохранилище. В Забайкальском крае готовят к освоению целый комплекс в Балейском районе, на месте бывшего золотодобывающего производства.
Бурятия оказалась в числе отстающих - маловодье и браконьерство на Еравнинских озёрах практически свели на нет усилия Игоря Халько - владельца рыбозавода «Нептун». Не удалось справиться с браконьерами и на озере Торма, которое также неоднократно пытались «зарыбить».
После скандала с реализацией осетров уехал из Бурятии бывший глава «Байкалрыбвода» Никита Падерин, теперь он руководит разведением лосося в Баренцевом море.
О проблемах рыбной отрасли Бурятии журналисты БМК беседуют с руководителем группы компаний ТИТАН.
Вадим Бредний - не только опытный рыбак, но и энтузиаст рыборазведения - на его средства неоднократно осуществлялся выпуск мальков осетра, сазана, пеляди в различные водоёмы Бурятии - реки Баргузин, Селенга и Турка, озёра Иволгинского, Тарбагатайского и других районов.
- Рыбная тема к ТИТАНу имеет прямое отношение, шесть лет назад мы запустили рыбозавод «Байкал». И почти сразу мы столкнулись с нехваткой сырья. По океанической рыбе все в порядке, в путину на Дальнем Востоке ежегодно создаем запас. Но нам остро не хватает омуля, пеляди, и даже элементарных сазана, плотвы и окуня, - говорит Вадим Бредний.
- А разве заводу не всё равно? Перерабатывайте что есть, получайте прибыль. Зачем вкладываться в разведение?
- Людям нужна привычная рыба, в том числе и недорогая. И потом, разведение рыбы - это значит стабильные поставки и меньшая зависимость от сезонности - для рыбозавода это тоже важно. Поэтому рыборазведение - сложный, дорогой, но необходимый шаг. Мы долго и внимательно изучали, как обстоит дело в других регионах России. Я с коллегами побывал в Иркутской области, Красноярске, Тюмени, Ростове-на-Дону, Карелии, Санкт-Петербурге, Калининграде. Увидели, что другие регионы далеко продвинулись в товарном рыбоводстве. Мы посетили рыборазводные предприятия, их сотни – это УЗВ – установки замкнутого водоснабжения, садковые хозяйства, кто-то выращивает рыбу в озерах. Параллельно мы искали варианты по водоёмам.
- Но разве пример Еравнинского предприятия не отбил охоту? Ведь браконьеров так и не удаётся приструнить.
- Да, постепенно стало ясно, что надо ориентироваться на закрытые искусственные водоёмы - их и охранять проще, и организовать производственный цикл можно в полном соответствии с технологическими требованиями. И вот недавно нам, наконец, удалось приобрести подходящий участок с водоемом в Тарбагатайском районе. На его базе мы создаём «Байкальский инновационный центр аквакультуры» и, таким образом, вплотную приступаем к реализации нового масштабного проекта - развитие товарного рыбоводства.
- Почему «инновационный»?
- Это очень важная часть. Мы не зря собирали разнообразный опыт, советовались с учёными. В проекте будут использовано сразу несколько инновационных решений: новый тип УЗВ – установки замкнутого водоснабжения - производства Финляндии, системы биологической очистки сточных вод. Кроме того, для электро- и теплоснабжения зданий задействуем энергию солнца, ветра и земли. Будем стараться, чтобы наш центр был по-настоящему экологическим. Думаю, что вскоре мы будем готовы участвовать в программах восстановления популяции байкальского омуля, сига и других видов рыб на принципах государственно-частного партнерства. Да и другим предприятиям будем готовы поставлять мальков пополнения популяции на их водоёмах. Уверен, что через 2 года мы увидим результаты работы «Байкальского инновационного центра аквакультуры»: свежей и качественной рыбы на столах жителей республики станет больше, а реки и озера Бурятии вновь начнут радовать нас богатыми уловами.