Жителей Бурятии не испугать полярными холодами. Но мало кто представляет, как живут и работают полярники. Оказалось, такие есть и в нашей республике.
Денис Рыжаков рассказал о Северном полюсе, природе и о белых медведях в преддверии Дня полярника, который отметили 21 мая.
- Денис, в каком месте вы работаете и как туда попали?
- Я работаю на острове Александр, входящем в архипелаг Земли Франца-Иосифа. Там я занимаюсь строительством. Нас в бригаде где-то человек 15. Сейчас я в отпуске. Провел там год и вот в апреле вернулся. Получилось так, что сначала туда съездил мой хороший товарищ, а по возвращении рассказал мне, и я решил туда тоже поехать.
- Сколько раз вы уже ездили?
- Дважды. В первый раз это было в сентябре 2015 года, поехал на полгода. Затем перерыв около двух месяцев. В апреле 2016-го уехал на год. И вот сейчас я здесь. Обратно планирую уехать, наверное, ближе к сентябрю и до весны 2018 года. Но там, конечно, посмотрим.
- Как вы готовились к поездкам?
- Честно говоря, я ничего такого не делал. В первую поездку было тяжело: я не знал, что надо было брать многие вещи. Помимо, понятно, теплых вещей необходимы витамины. Потому что условия там очень суровые. Постоянный стресс для организма, поскольку холодно. Иногда в сутки могло выпасть до двух-трех метров снега. Мне вроде и привычно, тем не менее нелегко. Самая зима там с января по май. Тогда температура достигает -40 - 45 градусов. И так постоянно. Еще там сильный ветер, до 50 - 60 м/с. Были случаи, когда из зданий вырывало части конструкций.
- Ваши первые впечатления?
- Первое впечатление - это романтика. И плюс безумно интересно побывать на Северном полюсе, ведь не каждый может. Но было и страшно. Я не знал, куда еду. Сначала приехал в Мурманск, там я прожил неделю. Затем на корабле мы отправились на остров. Когда плывешь, видишь эту красоту… Конечно, завораживают горы, острова, ледники. Там находятся два крупных ледника: Кропоткина и Лунный. Они с двух сторон острова и их высота примерно 330 метров. И длина у них внушительная. Они, можно сказать, местная достопримечательность. Вообще в архипелаге есть много красивых островов и интересных мест. Например, в центре архипелага есть остров Чампа. Там какая-то аномальная зона. Дело в том, что там растут каменные шары. Из породы выпадают шарики и вырастают до огромных размеров, и они идеальной шарообразной формы. Вот туда приезжают туристы.
- А кто в основном туристы?
- Конечно, и русские приезжают, но редко. Я слышал, что путевка в Арктику стоит чуть ли не от миллиона рублей. Но большинство иностранцы. У нас даже случай был, афроамериканцу стало плохо, у него случился приступ аппендицита на корабле, и его к нам на остров. Врачи ему помогли, все обошлось. И обратно его на корабль посадили.
- Все ли выдерживают арктические условия?
- Конечно, нет. Помимо погодных условий, на людей действуют полярные дни и ночи, которые идут по полгода. Некоторые приезжают, не выдерживают и через два дня просят, чтобы их отвезли. Кстати, когда идет полярная ночь, наступает мрак полный. И я думал, что будет много звезд, а оказалось, что их практически нет или очень мало. Еще раз повторю, там организм постоянно в стрессе. Витаминов нет, а вода у них «мертвая», дистиллированная. Хоть ее прогоняют через фильтры, все равно вкуса воды не чувствуешь. Тяжело еще в плане питания. Не всегда может прийти корабль. Есть такая вещь, как «навигация», это когда лед достигает максимальной толщины и на нем делают специальную площадку. Корабли туда заходят и разгружаются. Кораблей в среднем 3 - 4. Их надо быстро разгрузить. Потом просто начинают откалываться айсберги, и в дальнейшем нам запрещают проводить «навигацию», потому что опасно. А на этих кораблях все: начиная от еды и заканчивая строительными материалами. Но самое тяжелое - это то, что ты находишься вдали от дома. Несмотря на то что ты живешь в коллективе, все равно это не то. Когда ты продолжительное время постоянно находишься в компании людей, это тоже влияет. Иногда хочется побыть одному. Это неизбежные вещи. Но я по себе сужу: чем больше я там находился, тем больше хотел изолироваться от общения.
- А вы как прошли «испытания»?
- Наверно, благодаря пробивному характеру. Я понимаю, что мне надо это сделать. Зачем ныть? Если признаться, то я пока еще не совсем понимаю, что дома. Врачи говорят, что развивается «арктический синдром», когда ты долго находишься в изоляции и привыкаешь к этому. И мне до сих пор непривычно. Вот я уже месяц дома, а все равно, когда много людей, у меня напряжение. Вот в этом некий парадокс.
- Что вас поразило на Северном полюсе?
- Конечно, природа. И медведи. Они там везде. Я близко встречался с медведем два раза: один раз он был от меня на расстоянии 50 метров, второй раз вообще около 15 - 20 метров. Страшно, конечно, было, потому что в отличие от бурых медведей белые более агрессивные. От бурых можно уйти, а белые сразу воспринимают тебя как добычу. Но, слава богу, рядом всегда были места, куда можно было отойти, чтобы медведь не напал. Медведи еще любопытные и любознательные. Помню случай, я был тогда на «навигации» на разгрузке и медведи рядом ходили. И ты постоянно в напряжении находишься. Вокруг белым-бело, и все сливается. Медведи еще специально закрывают нос. Нам сказали, что вот, мол, медведь. А мы не видим, только потом, присмотревшись, разглядели его. Еще когда корабль проходит, образуется полынья и начинают выплывать нерпа, котики, моржи, нарвал. Я даже кита видел.
- Стоит ли туда ехать в качестве туриста?
- Ненадолго, конечно. Если будет возможность, туда можно и нужно ехать, чтобы хотя бы раз насладиться этой атмосферой. Но вы должны быть морально и физически готовы к условиям, которые редко кто выдержит.