«Прочитала у вас новость о том, что жители Хоринского района перекрыли реку. И я содрогнулась от такого кощунства и страха, – пишет наша читательница Арюна Гомбожапова. - Конечно, надзорные органы подсчитали, что своими действиями неразумные хоринцы нанесли ущерб бюджету на 4 млн рублей. Но знают ли они, какой ущерб нанесли себе и чем это может аукнуться для них.
Расскажу на собственном примере. Со мной в юности произошел такой случай. На каникулы я ездила отдыхать к друзьям в Хоринский район. В тот год стояло удушливо жаркое лето, и мы постоянно ездили купаться на Уду. В один из таких дней я забыла о том, что у меня должны вот-вот начаться критические дни. Я уже залезла в воду и начала весело плескаться. И вдруг с ужасом обнаружила, что вода между ног окрасилась кровью. Я тут же выскочила из реки и поспешно оделась. Тогда я не придала этому никакого значения.
Но уже на следующее утро, проснувшись, обнаружила, что вся покрылась сыпью. При этом не было температуры, ничего не болело. На лице стали выскакивать гнойные прыщи. Не помогали ни салициловый лосьон, ни мази. Вскоре на теле в самых неудобных местах появились фурункулы. Дерматолог разводил руками. Анализы, что я сдала, не показывали никакой инфекции. Обратилась к эмчи-ламе. Он после короткого осмотра сразу же спросил, не оскверняла ли я воду в последнее время. Сначала я отрицала, потому что забыла о том досадном случае в Уде. А когда вспомнила, то честно рассказала обо всем эмчи-ламе. Он горестно вздохнул и сказал, что послужило причиной моей странной кожной болезни.
- Мир природы населен не только видимыми человеку существами, но и невидимыми. Это как вирусы и бактерии, которые мы не видим без микроскопа, но это не значит, что их нет. Так и водные духи – наги. Обычный человек не может увидеть их. Они считают себя истинными хозяевами местности. Вы не просто осквернили воду, вы разгневали духов Уды, – сказал мне эмчи-лама. – Это вы еще легко отделались, потому что осквернили воду нечаянно, из-за простого незнания.
Не буду вдаваться в подробности обрядов, которые я совершила, чтобы попросить прощения у нагов Уды. Главное, что после тех обрядов я выздоровела.
С тех пор по-другому смотрю на привычные для нас явления – мусорные свалки в лесах, когда бездумно рубят или ломают деревья, оставляют мусор у рек, на пикниках. Теперь понимаю, почему наги гневаются и насылают то кожные болезни, плохо поддающиеся обычному лечению, то стихийные бедствия, засухи, эпидемии, неурожаи и падеж скота».
Луусад, или Наги
Божества водной стихии, на санскрите их называют «наги». Обитают они, согласно легенде, глубоко под землёй и правят водной стихией Вселенной. По преданию, они делятся на восемь государств и имеют, соответственно, восемь правителей, пишет Олег Намжилов из Курумканского дацана.
Ритуал подношения «Луусад» играет в буддийской религии немаловажную роль. Правильное отношение к нагам влечёт за собой правильное отношение к воде вообще и к своему здоровью в частности. Люди не являются чем-то обособленным, отдельным, они являются частью этого огромного мира. Бережное отношение к водоёмам, к источникам абсолютно адекватно отражается на внутренних процессах обмена веществ организма, соответственно, вызывает чувство гармонии, спокойствия, чем уменьшает риск попадания в неприятные ситуации на воде и т.д. Мы живём во взаимозависимом мире. Поэтому буддизм считает, что наги способны насылать болезни, напасти, град, наводнения, засуху и т.д.
Запах крови приводит в бешенство
Правильно относиться к воде – значит не сорить, не гадить. Нельзя плевать в воду и сбрасывать мусор, нельзя мочиться, стирать и мыться в водоёмах, используя бытовую химию. Нельзя рубить лес на берегах и аршанах. Особенно страшно гневаются наги, если в воду пролить или даже капнуть кровь. Запах крови приводит их в бешенство. Если у человека, совершившего какое-либо из вышеперечисленных проступков, много заслуг (добродетельной кармы), наги не смогут сразу ему навредить, однако его запоминают. И в будущем, когда заслуги иссякнут, они его достанут, пусть это будет даже в следующей жизни.
Аршаны как погранзона
Целебные источники – это словно пограничная зона между людьми и нагами. Мы имеем уникальную возможность испить и искупаться в той же воде, что и наги. Как будто мы пришли в их храм, дворец, а значит, надо проявить себя с самой лучшей стороны. Тогда возможно получить их благословение и выздоровление.
С ритуалом подношения к нагам можно обращаться и зимой, и летом. Лишь в десятом месяце – Свиньи - не имеет смысла обращаться к ним, потому что, опять же согласно преданиям, они уходят в спячку. Существует специальный календарь, в котором расписаны все дни, когда можно, а когда нельзя обращаться к нагам. Наиболее достоверным общепринято считать календарь, составленный Нагарджуной. Если обращаться к нагам в несоответствующие для подношения дни, т.е. в неправильные дни, то все подношения будут восприниматься ими как яды, нечистоты. Считается, что в эти дни они очень заняты и как бы не имеют должного расположения духа.
Защитный ритуал
Наги среди шести форм существ относятся к миру животных - с одной головой, шестью или четырьмя ногами и хвостом. Обитая под землёй, владеют несметными богатствами и управляют водной стихией. Живут они от 500 до 2000 человеческих лет. Считается, что все осадки, природные водные явления, а также несчастные случаи, катаклизмы происходят по их велению. Также они насылают заболевания крови, кожи, лимфы, суставов, большинство женских болезней, некоторые болезни желудка и лёгких. При слабой кармической защите могут отнять даже жизнь, опять же с помощью воды. Большие проблемы, как показывает жизнь, возникают у тех, кто много валил лес, добывал металлы, камни из недр земли. Любые защитные ритуалы носят временной характер. В данных случаях самым лучшим защитным ритуалом является, пожалуй, «Луусад».
Сельхозпалы – большой грех
Отдельно хотелось бы затронуть тему сельхозпалов. С буддийской точки зрения они несут большой грех, так как в огне убивается множество живых существ, личинок и т.д. В прошлогодней траве помимо личинок находится огромное количество семян растений. Все они вместе с корнями травы содержат значительное количество влаги, которое способно «притянуть» осадки. К тому же насекомые осуществляют подавляющее количество переработки земли в дёрн и распространяют семена растений. Сократив их популяцию, мы обрекаем на голод все последующие звенья существ в пищевой цепочке. А значит, уничтожаем всю флору и фауну. Большинство насекомых имеют одну энергетическую природу с нагами. Убивая их, мы вредим нагам. А за это придётся в будущем рассчитываться.
Что подносить нагам
В качестве подношения на ритуал нужно иметь молоко белой козы и красной коровы, заварку, мучные и молочные продукты, фрукты, хвою. Также очень эффективны бывают подношения хадаком или восемью ленточками (сэмэлгэ - по-бур., нежелательны только красный и чёрный цвета). Нельзя употреблять в пищу до ритуала и приносить на ритуал мясные, рыбные продукты, яйца, лук, чеснок, перец. Нельзя курить и приходить выпившим.
В качестве главного подношения изготавливается «торма» (балим - по-бур.) в форме змей и специальные чашечки для молока со специальным лекарством (Луусадай зай - по-бур.). Зажигается небольшой костёр, в который подносится большинство наших подношений. А в молоко красной коровы и белой козы сыплется специальный лекарственный состав для нагов (люмэн - по-тиб.) и подносится в источник и на берег. Всё это действо сопровождается специальной молитвой. Очень важна здесь наша чистота: тела, одежды, дыхания и помыслов. Количество молящихся тоже имеет значение, чем больше - тем лучше. Специфическое подношение со своим именным лекарством, в специальный день, в свой особый ритуал служит зарождению особой мотивации и настроя. Большое количество в унисон молящихся людей обязательно принесут успех и удачу.