Начало 2017 года принесло в Бурятию большие надежды. Этому, безусловно, способствовало назначение врио главы республики Алексея Цыденова. С места сдвинулись многие вопросы, которые, казалось, еще долго будут находиться в подвешенном состоянии.
Один из таких вопросов — строительство очистных сооружений в Улан-Удэ в рамках федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал». Не так давно стало известно, что деньги в 2017 году все-таки выделят. Уже проводится открытый конкурс на разработку рабочей документации по объекту и будет объявлен открытый аукцион на первую очередь строительных работ. Эту часть работ должны выполнить до конца 2017 года, а запланированная сумма весьма внушительна — практически 373 млн рублей.
За деревьями не видно леса
Однако на фоне позитивных веяний незаметно происходит любопытная история. Она напрямую коснется каждого улан-удэнца. История связана с местом, куда вывозится и где утилизируется весь городской мусор. Городской полигон бытовых отходов находится в Тарбагатайском районе. Ежедневно туда вывозят около 3 тыс. куб.м бытовых отходов.
На сегодня городской полигон практически заполнен. Остро встал вопрос: что же будет происходить дальше? Есть варианты по расширению полигона, и, соответственно, это увеличит срок его эксплуатации. Это позволит выиграть время и найти новое место хранения городских отходов.
Между тем в Госреестре объектов размещения отходов, помимо городского полигона, есть и другой полигон. Тоже в Тарбагатайском районе. Этот участок земли арендовала одна очень интересная компания — ООО «Парус». Интересна она вот чем.
Банкрот — владелец полигона
Чтобы детально вникнуть в суть вопроса, вернемся к самому началу этой запутанной истории. 19 февраля 2014 года руководство Тарбагатайского района и ООО «Парус» заключили договор аренды земельного участка, чтобы построить на нем полигон для твердых бытовых отходов. Арендная плата составляет 46 225,50 рубля в год. В перерасчете на месяц это менее 4 тысяч рублей. Договор аренды рассчитан до 18 февраля 2017 года. Со стороны «Паруса» подписывал договор генеральный директор предприятия некий Иван Григорьев.
А теперь любопытные факты. Выяснилось, что Иван Григорьев в 2015 году был осужден по статье «Уклонение от уплаты налогов». Правда, чудесным образом он попал под амнистию в честь 70-летия со Дня Победы. А 20 апреля 2016 года Арбитражный суд РБ признал ООО «Парус» банкротом. Почти 7 млн рублей — общая сумма неудовлетворенных требований кредиторов к этой фирме. На сегодня проводится процедура конкурсного производства. Причем основная часть требований, более 4 млн рублей, — это задолженность по зарплате и обязательства по НДФЛ. Бывший сотрудник «Паруса» Владимир Капустин рассказывает, что перед ним, как и перед многими другими коллегами, так и не погашены долги по зарплате.
Он уже не раз обращался в правоохранительные органы, писал письма в разные инстанции. Отметим, что Владимир Капустин ветеран отрасли, неоднократно получавший грамоты за добросовестный труд как от самого Григорьева, так и от комитета городского хозяйства Улан-Удэ. Есть у него и медаль «За строительство БАМа».
В начале апреля ему ответил на тот момент замруководителя администрации главы республики, а ныне зампред правительства Бурятии Петр Мордовской, что по данному факту сотрудниками ОБЭП проводится доследственная проверка. А также бывшие сотрудники «Паруса» направили обращение к Алексею Цыденову с просьбой разобраться, где же их честно заработанные деньги.
В итоге получилось, что полигон, который мог бы стать альтернативой нынешнему, оказался в руках предприятия-банкрота с многомиллионными долгами по налогам и зарплате и его ранее осужденного директора Ивана Григорьева. Удивительно, не правда ли?
Всё только начинается
Но это еще не конец истории. Как мы помним, в апреле 2016 года ООО «Парус» признано банкротом. Еще 5 июня 2015 года в Арбитражный суд Бурятии поступило заявление от Федеральной налоговой службы о признании ООО «Парус» банкротом. Так вот, зная об этих обстоятельствах, 12 февраля 2016 года, то есть буквально за два месяца до признания «Паруса» банкротом, «предприимчивый» Григорьев заключил договор по передаче прав и обязанностей на земельный участок с внезапно созданным ООО «Полигон». А уже через три дня, 15 февраля, между этими организациями заключен еще один договор — на аренду полигона твердых бытовых отходов. Но при этом ООО «Полигон» не заплатило «Парусу» за аренду земли и полигона ни копейки!
Подписал этот договор уже якобы новый директор «Паруса» — заместитель Григорьева Алексей Ламожапов. Но он стал гендиректором «Паруса» лишь 29 февраля 2016 года. Об этом свидетельствует лист записи Единого государственного реестра юридических лиц. Получается, что договор подписан лицом, которое еще не занимало соответствующую должность. Так как 15 февраля 2016 года, в день заключения договора аренды полигона, гендиректором был еще Григорьев. Так насколько правомочен этот договор? К чему такая поспешность? Безграмотность или вера в безнаказанность? Зачастую столь быстрая смена директоров становится банальным способом по уходу от ответственности или для вывода активов…
Итак, разберемся, что за ООО «Полигон» и как оно появилось в этой истории? Новый участник наших событий зарегистрирован 4 февраля 2016 года. А уже через неделю «Парус» передает ему землю и полигон. Генеральным директором ООО «Полигон» является Эрдэни Цыренбалович Цырендоржиев.
— Цырендоржиев устроился в «Парус» перед Новым, 2016 годом на должность инженера по безопасности. Он ездил за мусоровозами, проверял километраж и время работы, — вспоминает Владимир Капустин.
Но самое интересное, что юридический адрес «Полигона» — это место жительства упомянутого нами Алексея Ламожапова. То есть с большой долей вероятности можно предположить, что земля и полигон на ней перешли под управление организации, которая подконтрольна теперь уже бывшему руководству «Паруса» — Григорьеву и Ламожапову.
Эти обстоятельства могут подпасть под статью УК «Преднамеренное банкротство», т. к. полигон и спецтехника были главными активами «Паруса». И именно после «вывода» данных активов (в результате хитроумных сделок с ООО «Полигон») компания не смогла выплачивать задолженность и стала банкротом.
Еще один небольшой, но характерный штрих в нашей истории. Выяснилось, что существует еще одно ООО «Парус». И юридический адрес у него тот же, что и у «Паруса»-банкрота: ул. Трактовая, 7 а. Только зарегистрировано оно спустя два года и имеет другие реквизиты. И, конечно же, гендиректором этой компании-близнеца является Иван Сергеевич Григорьев! Зачем же создавать две трудноразличимые компании? Не иначе ли как для ввода контрагентов в заблуждение?
Мнимый договор
И важный момент: «Парусу» разрешалось передавать кому-либо права и обязанности на землю только с письменного согласия Тарбагатайской администрации. Но такого согласия не было. Штрафные санкции за это нарушение договора — сумма в размере пятикратной годовой арендной платы (более 230 тыс. рублей). Кроме того, за несколько месяцев образовалась существенная задолженность по аренде. Учитывая и тот факт, что предприятие признано банкротом. Тарбагатайская администрация имеет несколько поводов расторгнуть этот договор. Ведь, как гласит пункт 5.1, администрация района имеет право расторгнуть договор «в любое время» и «по своему желанию».
Итак, договор аренды полигона вызывает массу вопросов. Именно на основании договоров с «Парусом» «Полигон» получил лицензию на утилизацию отходов в Управлении Росприроднадзора по Бурятии. Его законность оспаривается в Арбитражном суде. По мнению арбитражного управляющего, есть основания считать договор мнимым. В этом свете процесс «вывода» и эксплуатации полигона приобретает ясно выраженный «криминальный» оттенок.
Почему это важно для всех?
По нашим данным, в ближайшее время «Полигон» собирается подать документы в Республиканскую службу по тарифам на получение тарифа на утилизацию отходов.
Если это произойдет, то Росприроднадзор с большой долей вероятности закроет нынешний городской полигон в связи с его заполненностью, а тариф на вывоз мусора резко возрастет. Но главное, что единственным подходящим полигоном станет участок, арендованный «Парусом». И тогда уже весь Улан-Удэ окажется в заложниках у людей, которые были осуждены, обанкротили свое предприятие и не смогли грамотно организовать свою деятельность. Они создают новые предприятия-близнецы, сомнительным путем передают имущество предприятия. А могли бы вместо этого заплатить налоги и рассчитаться с работниками по зарплате. Таким образом, все жители города рискуют оказаться под угрозой мусорного потопа и повсеместных свалок.
А что делать?
Главная проблема — наша «мусорная» отрасль крайне нуждается в финансовых вливаниях. И речь не о миллионах или даже десятках, а о сотнях миллионов рублей. Так, например, в Челябинской и Нижегородской областях нашли инвестора, c которым заключили соглашение в рамках государственно-частного партнерства. Государство предоставляет требующую модернизации инфраструктуру, а инвестор вкладывает деньги в ее развитие или переоборудование. Именно незамедлительный поиск такого инвестора — приоритетная задача для властей Улан-Удэ. В итоге регион получает дополнительного инвестора, бедная отрасль — деньги, а жители — спокойствие.
Ведь самые заинтересованные участники этого процесса — мы с вами. За мусорным беспорядком мгновенно последует повсеместная антисанитария, разгул бродячих собак, ухудшение внешнего вида города. Еще одна опасность — это нанесение невосполнимого вреда нашей экологии отравлением почвы и загрязнением грунтовых вод. Однако уверены, время все исправить еще есть.
Для решения этой вопиющей проблемы необходимы системное взаимодействие и координация работы госорганов. Это и мэрия Улан-Удэ (ведь речь идет о городском мусоре), и Тарбагатайская администрация (полигоны находятся на ее землях), и Управление Росприроднадзора по Бурятии (выдает лицензии на такие виды деятельности), и Республиканская служба по тарифам (устанавливает, сколько мы будем платить). Надеемся, что наше расследование поможет правоохранительным органам комплексно подойти к этой проблеме и оградить мусорную отрасль от неблагонадежных элементов. А мы со своей стороны готовы помогать и освещать дальнейший ход событий.