Байкал
2491

Байкальский омуль. Точка невозврата

Продолжаю обсуждение статьи, где я рассказывал о катастрофической ситуации с байкальским омулем. Читатели просили ответить на ряд вопросов. В основном на самые извечные русский вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?»

Вот эта статья - http://artur-murzahan.livejournal.com/120282.html#comments. Очень настораживает комментарий в ЖЖ. Чувствуется, человек написавший «в теме»:

«Я думаю, мы подошли к точке не возврата! За последние 4 года личинки омуля пелагической морфогруппы (селенгинская популяция), которая даёт 70% уловов в Байкальском рыбохозяйственной бассейне, скатилось столько, сколько раньше скатывалось за один год, следовательно воспроизводящий потенциал популяции упал в 4 раза! То же самое и в других популяциях. Придонно-глубоководная (посольский омуль) заглаживалось на Большереченском рыбоводном заводе 1 миллиард 200 миллионов икринок, в этом году 60 миллионов вместе с Баргузинской икрой!».

Т.е., если я писал осторожно – «сокращение биомассы омуля практически в 3 раза», то автор комментария уже пишет: «потенциал популяции упал в 4 раза!» Если смотреть правде в глаза, это так и есть!

Что же такое «точка невозврата?» В авиации означает - самолет, пролетевший определенную дистанцию, и израсходовавший топливо может долететь только до места назначения, не отклоняясь от маршрута. При ухудшении погодных условий и необходимости сменить маршрут на борту понимают, что точка невозврата пройдена и самолет не в состоянии долететь до запасного аэродрома или вернуться в аэропорт вылета.

В ядерной физике - наступление определенного момента реакции, когда процесс необратим: реакцию невозможно изменить и нельзя остановить. К примеру, у человека, когда свойственная модель поведения или взгляды на жизнь оказались настолько губительны для него, что он решает никогда больше так не поступать и выбирает другую тактику действий. К примеру, когда у человека начинаются проблемы со здоровьем, он отказывается от вредных привычек и начинает придерживаться здорового образа жизни, иначе смерть.

По оценкам экологов, за последние 30 лет количество видов животных и растений на нашей планете сократилось в среднем на 30%, а в тропиках – на 51%. Что касаемо водных ресурсов, то у них есть своя особенность.

Количество воды на планете неизменно уже миллионы лет. Создать воду или найти ей замену невозможно. Тем более что реально потребляемая вода — только пресная, источником которой являются реки и озера. Их доля составляет около 0,001% от общей массы воды на планете. Но именно о них и говорят, как о водных ресурсах.

Так сложилось, что эти водные объекты одновременно выполняют противоположные функции — как источники чистой воды и как приемники отходов человеческой деятельности (бытовой, промышленной, сельскохозяйственной). Чем больше водопотребление, тем больше загрязняющее водоотведение. Цивилизация вошла в порочный круг: не уменьшая общее количество воды, превращает чистую воду в загрязненную, тем самым сокращая и без того дефицитный ресурс. В ближайшие десятилетия возможности самоочищения рек будут исчерпаны, и человечеству придется взять на себя тяжелый и затратный труд по «воспроизводству» чистой воды.

То же самое происходит с лесами. Хорошие, продуктивные леса остались только в малоосвоенных районах с неразвитой инфраструктурой, бездорожьем. Доставка древесины из них становится дороже, чем её реальная потребительная стоимость.

Обилие ресурсов богатейшей страны в мире нас так развратило, что в обиход вошло характерное выражение: «На наш век хватит!» Что и частенько слышим от наших «пациентов».

Здорово, что люди задумываются, переживают и задают такие вопросы: «А что конкретно надо делать?» «А в чем основные причины столь резкого сокращения численности за столь ограниченный период времени?» «Хотелось бы услышать ваше мнение? Он же эндемик, надо спасать как-то».

Отвечаем

По мнению специалистов, основной причиной сокращения численности омуля на Байкале является «неучтенный вылов рыбы – масштабы его достаточно велики и являются результатом существенного снижения эффективности охраны рыбных запасов», т.е браконьерство.

Особенно в нерестовый период, когда рыба перед заходом в реки собирается со всего Байкала – «гуртуется» перед нерестовыми реками, а затем идет к местам нереста. Где по всему пути следования нещадно уничтожается. Вот здесь надо рассмотреть, кем все же ведется уничтожение?!

Всех, кто занимается рыбной ловлей на берегу Байкала, можно разделить на 3 категории. Первая, это люди с правильными, традиционными понятиями. Во время нереста, как бы не велико было искушение, принципиально не выходят в море и реки. Для них это табу! Они в меньшинстве, и с каждым годом таких правильных рыбаков остается все меньше и меньше. Обычно это люди пожилого возраста.

Вторая – люди, которые понимают, что их поступки, мягко говоря, не правильны, но как они сами говорят, «Все верно, пора принимать меры, но нужен кто-то, чтобы нас остановил...» Таких большинство.

И третья категория - беспринципные, жадные, их главный девиз – «После нас - хоть потоп!» Они в меньшинстве, но наносят главный ущерб. Это в основном молодое поколение.

Тем самым, хороших и правильных людей больше! Вот и ответили на первый вопрос – «Кто виноват?»

Теперь отвечаем на второй – «Что делать?»

На самом деле все прекрасно понимают и знают ответ. Комментарии: «Люди должны стать хозяевами своей территории, а до тех пор, пока они ждут решений и ответственности от властей, то значит это лишь одно – они не хозяева у себя дома и ответственность за свой дом на себя брать не хотят. Это основная беда... Государство одно, но предлагать варианты должны с мест, Вам же виднее ситуация. Посев кукурузы по указке государство уже проходило... Всё в наших руках...»

Действительно все в наших руках. Уже 2 года общаемся с рыбаками и убеждаем: «Давайте решим, во время нереста никто не выходит на воду. Даем омулю зайти и выйти, это всего 2 месяца. Совместно охраняем, тогда и речь ни о каком запрете не будет идти, а самое главное – сохраним байкальский эндемик, который кормил многие поколения».

Это касается не только омуля, а сига, хариуса, ленка, тайменя и байкальского осетра. Последние три занесены в Красную книгу.

Что самое интересное, все соглашаются, кроме, конечно, малочисленной третьей категории беспринципных лиц, но при коллегиальной работе им хвосты прижать не проблема. Совместная работа местного населения, правильных рыбаков, государственных инспекторов, правоохранительных органов - залог успеха в сохранении популяции байкальского эндемика.

Только смущает еще один комментарий: «Видимо, браконьерство прекратится окончательно в нашей стране только с полным исчезновением видов». Не дай Бог, чтобы мы уже дошли до точки не возврата...

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях