Возродить традиции по изготовлению ааруула Буянто Очиров мечтал давно. Посетив Монголию еще в юношестве, он попробовал этот вкусный продукт.
Ааруул можно было увидеть на прилавках любых магазинов Монголии. С тех пор все его друзья и знакомые знали о его мечте.
Стартап с друзьями
Запустить производство удалось в прошлом году. ИП оформили на супругу Норжиму Очирову, руководить процессом стал сам Буянто.
- Помню, как я недоумевал, что мы могли потерять традицию готовить ааруул. И в мае 2016 года, работая в администрации Улан-Удэ, твердо решил попробовать произвести и вывести на рынок этот продукт, - рассказывает Буянто.
Огромную поддержку оказали друзья предпринимателей. Они поддержали помещением и деньгами. Молодые люди взяли в аренду производственное помещение общей площадью 80 кв. метров. Позже скинулись и приобрели необходимое оборудование. Сушильный шкаф из Белоруссии, пресс-тележка для творога, холодильное оборудование и другое покупались в Улан-Удэ. Общая сумма затрат на технику составила не менее 500 тысяч рублей.
Сладкие «червячки»
Буянто Доржибалович считает, что им невероятно повезло. В нужный момент, при запуске бизнеса находясь по делам в Бурятском центре испытания качества продукции, он познакомился с профессиональным технологом Галиной Владимировной. Женщина работала в Монголии на предприятиях по производству ааруула. Именно она разработала рецепт местных «чипсов кочевников».
- Наш ааруул в отличие от монгольского сладкий и мягкий. Традиционный ааруул большинство российских покупателей вряд ли оценит по достоинству. Поэтому мы внесли некоторые изменения, - отмечает предприниматель.
Сырье закупается в крестьянско-фермерских хозяйствах Бурятии. Большая часть творога поступает из ООО «Рубин» Кабанского района. Готовая консистенция из жирного творога формируется в форме червячков. Все выкладывается на сито и отправляется сушиться в шкаф. В сушильном шкафу ааруул становится легче в два раза. В фирменную упаковку вмещается 60 граммов продукта. Среднерыночная стоимость пачки сухого творога – 70 рублей. Полный цикл производства составляет один день.
Где купить «чипсы кочевников»
На сегодня оригинальные «чипсы» можно купить во многих магазинах, торговых сетях и кафе республики.
- Первыми помогло в распространении руководство торговой сети «Барис». Мы с Норжимой рассказали о продукте. Им все понравилось, и наш продукт появился на прилавках их магазинов. Еще помню, как однажды вечером сидел за компьютером, набрал почту генерального директора ГК «Титан», подумал, нечего терять и нажал на кнопку «отправить». Через месяц со мной связался менеджер крупной торговой сети. Тогда мы очень удивились и обрадовались, - вспоминает Буянто.
Отгрузка продукции происходит каждую неделю. Продукция также поставляется крупному оптовому интернет-магазину в Москву. Обороты небольшие, но на самоокупаемость малый бизнес вышел. В планах выйти на иркутский рынок сбыта. В среднем в месяц ИП продает 2 000 - 3 000 упаковок. Оборот около 150 000 рублей.
- Оборудование позволяет выпускать в день 100 килограммов готового продукта. Однако спрос небольшой, поэтому выпускаем мало. Сейчас в планах производство традиционного сушеного мяса. Мы нацелены возрождать традиции нашего народа. За год работы о лакомстве узнали многие жители Бурятии и гости республики. Многие наряду с омулем и кедровыми орехами покупают наш ааруул и везут в другие города России. А это для нас, предпринимателей, значит многое, - отмечает Буянто Очиров.
Монгольские бренды по привлекательным ценам
Буянто и Норжима также работают над инновационным проектом WoolExpress.ru. Это официальная торговая площадка Монголии, а-ля китайский AliExpress. Наценка со стороны предпринимателей небольшая, поэтому цены на монгольские бренды остаются привлекательными.
- Мы разработали механизм, который соединяет российского покупателя с монгольскими кашемировыми заводами за небольшой процент. В Монголии не привыкли пользоваться интернет-площадками для продажи своих товаров. Они даже не знают, как это делается. Для них это диковинно. Поэтому наше предложение и тут стало инновационным, - говорит руководитель бизнеса.
По словам молодого предпринимателя, разработка механизма интернет –магазина заняла у него и его друга почти год. И так как он по образованию специалист в сфере IT, трат на изготовление и продвижение сайта практически не понадобилось.
- Мы сами занимаемся раскруткой сайта. Поэтому удается экономить бюджет, который важно закладывать на недельные расходы по рекламе, - объясняет он.
В продвижении официальной торговой площадки Монголии помогла и супруга. Именно с ее помощью были сняты многочисленные ролики с производителями кашемира.
Сейчас у WoolExpress.ru в партнерах 6 постоянных крупных компаний из России. В сезон за одну неделю продается 50 позиций товара.
В планах, выйти на международный рынок. А также в России устроить розничную торговлю в оптовых масштабах.
- Для нас производство и продажа ааруула – это как осуществившаяся мечта. А реально зарабатывать нам удается с WoolExpress. Для нас важно возрождать традиции. Может поэтому мы не встречаем конкуренции в бизнесе, - подытожил предприниматель.
Вложено в бизнес по производству ааруул: более 500 тыс рублей
На окупаемость вышли через полгода
В месяц выпускают до 3 000 упаковок
Производственные мощности: 100 кг в день.
Рынок сбыта: торговые сети Бурятии, продуктовые магазины, кафе, интернет-площадки.
Вложено в интернет-площадку WoolExpress: порядка миллиона рублей
В сезон продается порядка 50 наименований товаров в неделю
Постоянно сотрудничают с шестью крупными компаниями России
В планах выйти на международный уровень