Криминальная драма «Смерти нет» о молодёжных группировках Улан-Удэ в эпоху СССР вышла на широкий экран 18 мая. Жители и гости Улан-Удэ могут увидеть её во всех кинотеатрах города. Ранее в интервью infpol.ru продюсер картины – депутат Госдумы от Бурятии Николай Будуев – рассказал историю её создания, а на пресс-конференции за три недели до премьеры признался, что относится к своему «детищу» «очень критически».
- Хотя люди старшего возраста – прототипы героев и участники тех событий и молодёжь, которые смотрели фильм, говорят, что фильм хороший, – заметил он. – Все, конечно, немножко его критикуют. Девушки говорят, что там мало сцен любви, романтики не хватает. Кто-то считает, что нужно было уделить больше внимания старому времени. Нет претензий только по войне в Афганистане. Там всё получилось идеально. Изначально, когда мы смонтировали фильм и поняли, что он длится четыре часа, хотели разделить его на две части. Потом подумали-подумали… Сценарная линия в нём как-то «ломается». Решили убрать всю «воду». На самом деле, можно ещё пару сюжетных линий «рубануть» и сократить фильм до двух часов. Если я всё-таки решу сделать федеральный прокат, то урежу.
Николай Будуев подчеркнул, что его очень волнует реакция земляков.
- Я понимаю, что за пределами региона фильм, возможно, не вызовет интереса: там ведь не было ни чав, ни чуваков, – пояснил он.
После премьеры зрители давали неоднозначные отзывы: кто-то хотел посмотреть полную режиссёрскую версию, а кто-то, наоборот, заявил, что фильм нужно сократить. Разгромная рецензия на «Смерти нет» появилась на сайте «Кинопоиск». Однако другие посетители популярного портала о кино отмечают: это лучшее, что когда-либо снимали в Бурятии. Известный журналист Александр Махачкеев в своей рецензии подчеркнул: авторы сняли красивый фильм с эпическим замахом и по голливудским стандартам. По его словам, результат получился превосходным, «но по меркам Бурривуда».
На пресс-конференции, которая состоялась в рамках очередной региональной недели, Николай Будуев поделился секретами нашумевшей драмы.
- Современность мы заведомо сняли глупой, максимально агрессивной, сцены были намеренно жестокими – чтобы показать подросткам: как только вы нарушили закон, перешли какие-то человеческие понятия, то не только ответите по закону, но и в жизни столкнётесь со всевозможными неприятностями, – рассказал Николай Будуев. – Надеюсь, что этот фильм оттолкнёт хоть какую-то часть молодёжи от криминала. К сожалению, сегодня в связи с падением уровня жизни начала возвращаться криминальная субкультура (АУЕ – прим. авт.), и мне это напоминает 70-е годы, когда она в Бурятии доминировала. Ни для кого не секрет, что у нас до сих пор ещё с пятого класса собирают деньги для «зоны». Бурятия в этом плане просто уникальный регион. Бурятия, Иркутская область и Забайкалье – больше нигде в России бандиты денег с детей не берут.
Упомянул он и об одном из героев фильма – Нельсоне (Виктор Паньков), который погибает в Афганистане.
- Его роль очень важна, чтобы показать: да, бывают ситуации, когда ты проигрываешь. Погибаешь. Но Нельсон – пример человека, который даже свою смерть смог превратить в победу, – отметил продюсер.
Бюджет картины он предпочитает не раскрывать.
- Деньги, конечно, какие-то были у нас, мы даже немного заплатили немного актёрам, хотя, заметьте, среди них нет ни одного профессионального. И именно поэтому в некоторых сценах фильм получился слабым, а в некоторых – очень искренним, – заявил Николай Будуев. – Люди играли сами себя: бандиты – бандитов, трейсеры – трейсеров. Допустим, приходишь к человеку и говоришь: «Знаете, мы кино снимаем, нужно кафе». - «Ну берите». «Нужна машина». – «Ну берите». В этом плане снимать кино в Улан-Удэ иногда достаточно просто. Благодаря связям каким-то, знакомствам. Во что оценить хорошие отношения между людьми?
Ради искусства пришлось пойти на жертвы. Во время съёмок одной сцены в ресторане Улан-Удэ посуду, по словам Будуева, «били три дня подряд».
- Фильм точно не «отобьётся» и мы снимали его не для того, чтобы заработать, а чтобы поменять ситуацию в Бурятии к лучшему. Мы изначально знали, что проект убыточный, – пояснил он.
Во время съёмок возникли сложности с поиском «чав»: большинство из них не дожили до наших дней. Кто-то умер от туберкулёза в тюрьме, кто-то «сгорел» от водки, кто-то «пал» в «уличных боях». А вот «чуваки» стали вполне успешными людьми.
- Все знают того же Ларионова, Матханова, Голкова… Десятки фамилий людей, дети которых более-менее состоялись. Как бы я к Голкову ни относился, человек, тем не менее, худо-бедно состоялся. Пытаемся его из мэров выкинуть – никак не можем. То есть какую-то «живучесть» он приобрёл тогда. Даже я, парень с Машзавода, никак не могу его «кончить»! – сообщил Николай Будуев. – Мы друг у друга учимся. На самом деле, мы с Голковым буквально связаны – ментально или как-то ещё… Судьба переплелась... Шучу, конечно.
Драму «Смерти нет» на широком экране смогут увидеть и все россияне. Её дополнят ещё одной сценой, а некоторые переснимут.
- Примерно 60 % сцен удачные, никакой Голливуд не сделает лучше, – заверил продюсер. – Остальные нуждаются в пересъёмке, но все они почему-то несложные Например, диалог Алсака с какими-то людьми, которые что-то у него вымогают, сделан откровенно слабо. Надо ввести ещё одну сцену, и я её введу. Какую – пока раскрывать не буду. Но она придаст ещё более внятный смысл всему фильму. Надеюсь, до конца лета завершим.
Кстати, большинство отзывов о драме – положительные, хотя, как отметил Николай Будуев, зрители в республике достаточно избалованные.
- Процентов десять говорят: «Вот слушай, всё хорошо, но этот сыграл плохо», – поделился он.