Правительство Монголии исключает реализацию проектов, которые могут нанести вред уникальной экологической системе озера Байкал, являющейся мировым достоянием. Об это заявил министр иностранных дел Монголии Цэндийн Мунх-Оргил в ходе встречи с министром природных ресурсов России Сергеем Донским полях ПМЭФ-2017, сообщает пресс-служба российского ведомства.
Цэндийн Мунх-Оргил также согласился с предложением российской стороны провести заседание рабочей группы по проблемам проектирования и строительства ГЭС на трансграничных водных объектах в августе 2017 года. Он подчеркнул, что правительство Монголии «не зациклено только на этом варианте обеспечения устойчивого энергоснабжения Монголии, главное для нас - обеспечить устойчивое энергоснабжение населения страны».
Ц. Мунх-Оргил отметил, что Монголия открыта для российских инвестиций и заинтересована в привлечении российских технологий, в том числе в сфере энергетики. Он также предложил создать межведомственную российско-монгольскую рабочую группу с участием министерств экологии и энергетики РФ и Монголии для обсуждения всех альтернативных вариантов строительства объектов энергоснабжения страны.
Эти заявления прозвучали в ответ на слова Сергея Донского, что в настоящее время монгольской стороной с участием Всемирного банка и китайской стороны ведется подготовка проектов по строительству гидротехнических сооружений в бассейне реки Селенга, которые несут потенциальную угрозу экосистеме озера Байкал - объекту Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Он с удовлетворением констатировал пристальное внимание общественности России и Монголии к данному вопросу. «Очень важно для нас на данный момент проведение объективной взвешенной оценки экологических последствий на окружающую среду и на уникальную экосистему озера Байкал, являющегося объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО», - подчеркнул Сергей Донской.
Россия, по его словам, выражает свою готовность к участию в оценке воздействия строительства вышеупомянутых проектов на озеро.
Глава минприроды России напомнил о необходимости рассматривать альтернативные варианты строительству ГЭС в бассейне Селенги. В частности, в качестве альтернативных вариантов строительства ГЭС на Селенге и ее притоках, можно рассмотреть сооружение ветровых и солнечных электростанций, современных газотурбинных (ГТУ) ТЭЦ, пылеугольных электростанций, расширении пропускной способности электросетевого комплекса Монголии, а также строительстве новых ЛЭП между Россией и Монголией.
Ранее глава МИД Монголии был назначен на пост председателя монгольской части Межправительственной Российско-Монгольской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, сопредседателем которой с российской стороны является Сергей Донской.
Напомним, что также на полях Петербургского международного экономического форума – 2017 исполняющий обязанности главы Бурятии Алексей Цыденов провел встречу с премьер-министром Монголии Жаргалтулгыном Эрдэнэбатом, информировала пресс-служба правительства Бурятии. Премьер-министр Монголии сообщил, что сейчас обсуждается создание совместной исследовательской группы для анализа возможных последствий для экологии Байкала от строительства ГЭС. Он заверил, что Монголия приступит к строительству только в случае, если ученые придут к заключению о том, что негативного эффекта нет.
«Мы, монголы, так же очень бережно относимся к Байкалу, всемирному наследию всего человечества. Наша позиция такова: если наша совместная исследовательская группа придет к заключению, что не будет негативных последствий, то мы приступим к строительству ГЭС. Если будет строго доказано, что влияние негативно, монгольская сторона примет решение об отказе от строительства», - заявил Жаргалтулгын Эрдэнэбат.
Алексей Цыденов отметил, что позиция Бурятии заключается в том, что строительство гидроэлектростанции, безусловно, ухудшит состояние озера Байкал. Он отметил, что озеро уже мелеет на фоне засухи.
Алексей Цыденов обратил внимание на то, что в качестве альтернативы можно обсуждать прямые поставки газа на территорию Монголии. «В повестке стоит вопрос газификации Бурятии, однако из-за незначительного объёма потребления в Бурятии экономическая эффективность строительства газовой трубы крайне низка. Если мы объединим потребление Бурятии и Монголии, тогда можем увидеть другую экономическую эффективность», - сказал Алексей Цыденов.