Здоровье
3853

Аутизм - одаренность или ограничение возможностей?

«Среди многочисленных форм нарушений развития - проблема аутизма является одной из актуальных. Несмотря на определенный эффект медикаментозной, диетической и других видов терапии, практикуемых специалистами различного профиля, ведущим принципом работы с аутичными людьми остается психолого-педагогический»

Несмотря на то, что общество начинает уделять аутизму больше внимания, чем когда-либо, среди людей сохраняется отсутствие понимания реальной картины данного расстройства. Недавно у меня состоялся диалог с одним преподавателем, к которому я обратился за помощью в дополнительном обучении сына, в потоке своих слов и объяснений об особенностях его поведения в общеобразовательной школе и способностях к обучению она задала мне вопрос:

- Аутизм это что, какая-то одаренность? У него имеются какие-то выдающиеся способности?
- Нет - ответил я, - аутизм - это, скорее, отсутствие некоторых способностей, которые люди имеют в повседневной жизни - коммуникабельность, чувство юмора, сопереживание, любознательность - и принимаются человеком как естественно ему принадлежащие, - сказал я.

- Извините, но я ничего об этом не знаю. И никогда не сталкивалась с таким диагнозом,-  продолжала она, - и как мне себя с ним вести?
- Как с обычным мальчиком, может, только потребуется более настойчиво и по нескольку раз задавать свой вопрос, обращенный к нему, и дать ему немного больше времени, чем обычному ребенку, для усвоения информации, ведь таким детям, чтобы сформулировать ответ, требуется больше времени.

- Мне бы не хотелось вас обидеть, - сказала извиняясь она, -  но я сомневаюсь, смогу ли вам помочь, в любом случае мне необходимо его посмотреть и пообщаться, но сразу хочу сказать, что обещать вам я ничего не могу.
- Хорошо, завтра мы подойдем вместе с Денисом.

Обсудив некоторые моменты нашей следующей встречи и выйдя из кабинета, я задумался: а ведь действительно, почему все должны знать о таком заболевании, как аутизм? И имея способность к моментальному решению математических уравнений, запоминанию большого объема печатного текста или к игре на музыкальном инструменте ребенок с РАС, может быть, действительно чем-то одарен? Или это никому ненужная компенсация за его неумение общаться и воспринимать действительность адекватно и в реальном времени? Возможно, я и сам, если бы не интересовался этим вопросом, имел бы весьма скудные и поверхностные знания об этом, поэтому реакция учителя для меня вполне понятна.

После этого разговора стало очевидным, что освещение данной проблемы - очень насущный вопрос. Чем больше людей узнают, как ведет себя человек, у которого  расстройство аутичного спектра, тем реже мой ребенок будет попадать в неловкое положение при встрече с другими людьми. И если, какой – либо человек, даже никогда и не встретит человека с РАС, все же знать и иметь представление об этом расстройстве для этого человека лучше, чем делать ложные выводы об этом. Конечно, дети с РАС, как и все дети без исключения, могут иметь много уникальных способностей, но если их не искать и не развивать упорным и длительным трудом, то любые, даже самые незаурядные способности у них попросту не разовьются и ребенок, повзрослев, превратится в человека с ограниченными возможностями.

На сегодня, я считаю, родители таких детей являются достаточно компетентными в вопросах, касающихся поведения, обучения и воспитания своих детей, в силу обстоятельств которые заставляют их интересоваться любой доступной информацией, касающейся воспитания и развития аутичных детей. И не смотря на то, что чуть ли не ежедневно появляется новая информация и новые результаты исследований, посвященных этой проблеме, сохраняются определенные трудности в понимании практической ценности поступающей информации.

Разнообразие подходов и методик, направленных на коррекцию проблем поведения аутичных людей огромно, что связано с большой разбросанностью личностных особенностей, присущих людям, имеющим РАС. Хотя у всех детей имеющих это расстройство и наблюдаются схожие черты поведения, как правило, различий гораздо больше. И конечно очень сложно найти специалиста, который подсказал бы, на что обратить внимание, что из предлагаемых методик подходит именно в данном конкретном случае, и как скажется это на ребенке в последствии. Поэтому родители вынуждены стать специалистами в этой области и самостоятельно проверять поступающую информацию на достоверность и соответствие действительности.

К примеру, самым известным и хорошо себя зарекомендовавшим в настоящее время является прикладной анализ поведения. Теоретически прикладной анализ поведения видит поведение как процесс, состоящий из трех этапов: предшествующий фактор (подсказка или инструкция), поведение и последствие. На самом деле, большинство родителей используют данную схему на повседневной основе, например:  лишая ребенка возможности играть в игры на компьютере за то, что он дерется. Включают его любимый фильм и угощают лакомством только после того, как ребенок выполняет требуемое от него действие. Поощрения могут повысить вероятность того, что желаемое поведение повторится в будущем.

Такое соотношение между предшествующими факторами, поведением и последствиями и отражает саму сущность прикладного анализа поведения. Данная система с английской аббревиатурой АВА, разработанная в США, является четко структурированной техникой, которая разбивает навыки необходимые для развития ребенка на мелкие компоненты, «блоки». Инструктор систематически обучает ребенка этим навыкам по одному. В ходе обучения инструктор использует материальное подкрепление желаемого поведения.

Многие специалисты, и не без оснований, считают метод обучения отдельными блоками особенно действенным для обучения различным навыкам детей с аутизмом. АВА стало одним из первых технологий вмешательства, разработанных специально для аутичных детей, и имеется обширный ряд исследований, подтверждающих его эффективность. В свое время мы не смогли её использовать, в обучении Дениса  до поступления его в школу, в силу своей неосведомленности о ней, а сейчас вполне успешно применяем доступные нам методики прикладного анализа поведения.

Для тех родителей, у которых ребенок еще в возрасте подготовки к школьной деятельности, есть реальный шанс применить в полном объеме АВА в обучении и коррекции поведения своего ребенка. Необходимо только учитывать, что нагрузка в обучении данной методике должна составлять 10-12 часов в неделю минимум, при меньшем объеме обучения эффективность её существенно снижается. Также существует возможность для родителей обучать своего ребенка самим. В этом случае сертифицированные специалисты по АВА предлагают родителям, у которых есть дети с РАС, пройти обучение в сертифицированном центре для того, чтобы иметь знания и получать от них методическую литературу для ведения поэтапной работы в обучении своих детей. Это дает возможность ребенку при положительных результатах обучения поступить учиться в обычную школу в рамках инклюзии, и в школе родитель, как правило, выступает в роли тьютора и может полностью контролировать весь процесс обучения.

Иллюстрация: droplak.ru

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях