Предстоящие 10 сентября выборы главы Бурятии на второй план отодвинули бурно обсуждаемый еще в начале года вопрос о целесообразности реанимации Конституционного суда республики (КС). Сей факт свершился еще в ноябре 2016 года, на 20-й сессии Народного Хурала, когда депутаты приняли соответствующий закон.
А воз и ныне там
Трехмесячный старт кампании по внесению предложений на должность судей Конституционного суда дали еще в феврале. Тогда была создана конкурсная комиссия по отбору кандидатов на должности судей КС. В нее вошли представители от главы республики, Хурала, Общественной палаты и общественных организаций. Планировалось, что уже в апреле парламентарии рассмотрят кандидатуру на должность председателя Конституционного суда, который приведет к присяге избранного в сентябре главу региона. Однако воз и ныне там.
Член конкурсной комиссии при главе республики по оценке предложений о кандидатах на должность судей Конституционного суда РБ депутат Хурала Виктор Малышенко сообщил, что было несколько заседаний рабочей группы.
- Органам власти республики поступило письмо высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Это орган судейского сообщества, рассматривающий вопросы отбора кандидатов на судейские должности, приостановления или прекращения полномочий судей. Там предложение, что судья должен назначаться по рекомендации коллегии. Однако мы назначаем судью региона. Сейчас мы определяемся по процедуре: идти через эту коллегию или сами будем назначать. Скорее всего, вопрос об избрании председателя будет рассмотрен после выборов главы, - пояснил Малышенко.
Кто станет председателем КС?
Вторая сторона вопроса не менее интересная. Кто же станет его председателем? Озвучивается кандидатура Матвея Гершевича, в бытность которого председателем республиканского парламента была приостановлена деятельность КС. Единственный минус, из-за которого его кандидатура становится непроходной – это возраст. Гершевичу в феврале этого года исполнилось 69 лет. Хотя и предельный возраст соискателя на должность судей КС депутаты увеличили с 65 до 70 лет. Подвох в том, что они избираются на пять лет. Поэтому многие депутаты не видят целесообразности возврата к этой теме через год. Вместе с тем несомненным плюсом кандидатуры Гершевича эксперты называют его опыт работы прокурором Бурятии, причисляют к заслугам и то, что в 2013 году он смог вырулить ситуацию и договориться с депутатами об упразднении Конституционного суда, а не полной его ликвидации, как этого хотел Владимир Гейдебрехт. Еще в IV созыве свою инициативу он аргументировал тем, что КС дорого обходится бюджету, и такой суд не нужен республике, признающей верховенство федерального законодательства.
Борис Ботоев - еще одна обсуждаемая кандидатура на должность председателя КС. Именно возглавляемый им комитет Народного Хурала по государственному устройству стал инициатором возобновления работы Конституционного суда и принятия соответствующего закона на сессии в ноябре 2016 года. По этому поводу на одной из пресс-конференции он высказался:
- Это не прихоть нашего комитета. Мы выполнили волю общественности. Закон принят, теперь надо идти вперед.
«Главное – избранный глава»
В отсутствии председателя Конституционного суда Бурятии избранный в сентябре глава региона принесет присягу народу в присутствии депутатов, членов правительства, судей и прокурора республики. Таким образом, власть вышла из щекотливой ситуации. А первоначально планировалось, что новый глава принесет присягу председателю Народного Хурала РБ. Об этом в апреле депутаты приняли в первом чтении изменения в Конституцию республики. Однако ко второму чтению поступили поправки от правительства. Они заключаются в том, что присяга будет приниматься на двух государственных языках, в присутствии депутатов, представителей государственной и судебной властей республики. За эти поправки на внеочередной сессии 6 июня проголосовали 56 депутатов.
На вопрос о том, кто по процедуре будет выносить Конституцию для главы, председателю комитета Хурала по госустройству Борис Ботоев ответил:
- Это дело второе. Главное, у нас будет избранный глава, который станет служить народу Бурятии.
Что за надстройка?
Вместе с тем многие обыватели все же задаются вопросом: «Что это за надстройка – Конституционный суд? Для чего он нужен и какие проблемы решает». Сторонники его работы приводят аргумент: если в начальный период работы суда (он образован в 1994 году) предметом оспаривания чаще были законы и акты республики, то в последующем повысилось внимание граждан к нарушению своих конституционных прав. Так, благодаря решению Конституционного суда РБ еще 2000 года горожане, не имеющие электросчетчиков, платят по тарифам, утвержденным федеральными и республиканскими нормативными актами. Тогда КС признал незаконным постановление мэра Улан-Удэ «О порядке начисления оплаты за потребляемую электроэнергию абонементам, не имеющим электросчетчиков». Закон Республики Бурятия «Об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время» депутаты Хурала приняли в 2004 году после послания Конституционного суда РБ. Он стал на сторону улан-удэнки, которая пожаловалась в суд о нарушении своих прав на отдых и охрану здоровья из-за ночного режима предприятий, расположенных на первых этажах жилых домов.
Сейчас в основном разговоры крутятся вокруг финансовой стороны вопроса. Ведь в условиях жесточайшей экономии расходов на содержание суда из региональной казны выделят ни много ни мало – 6,6 млн рублей. Правда, до ноября 2013 года, до приостановления деятельности Конституционного суда, его обеспечение обходилось бюджету более, чем в 9 млн рублей.