О том, что садики, находящиеся на балансе Минобороны, оказались на грани закрытия, стало известно в конце мая. Один из них – «Боровичок» в посёлке Сосновый бор, который приписан к военной части №65262. Учреждение пытались передать городу, ссылаясь на указ российского президента, изданный ещё в 2010 году. Но улан-удэнская администрация от него отказалась. В здании, которому уже более 30 лет, выявили ряд нарушений СанПиН. Земельный участок под ним не оформлен, там не хватает аварийных выходов и сигнализации.
- Перед передачей Минобороны должно было устранить нарушения, но врио командующего войсками Восточного военного округа, видимо, решил, что нет садика – нет проблем, – рассказала infpol.ru мама одного из воспитанников «Боровчика» Екатерина Гудкова.
Переписка заведующей детсадом Светланы Шереметьевой с чиновниками длилась несколько лет. Но 11 мая вышел приказ, согласно которому «Боровичок» должны ликвидировать. Триста дошколят и 96 сотрудников учреждения теперь рискуют оказаться на улице. Возмущённые родители занялись сбором подписей под обращением к и. о. главы республики Алексею Цыденову, а также направили письма в электронную приёмную президента России, правительства страны и министерства обороны.
От сохранения до реорганизации
В подобной ситуации оказалось ещё пять садиков, расположенных в военных городках Улан-Удэ: один в Сосновом Бору (№ 78 «Сказка), один – на станции Дивизионная (№42 «Сказка») и три – в посёлке Звёздный (№ 45 «Солнышко, №96 «Звёздочка» и №74/106 «Сказка»). Их посещают более 900 ребятишек.
- Органы местного самоуправления, ссылаясь на отсутствие денежных средств в местном бюджете, отказываются принимать детские сады на свой баланс. Это не позволяет им функционировать в полном объёме и ведёт к социальной напряжённости среди жителей военного городка, в том числе военнослужащих, имеющих детей дошкольного возраста, – сообщается в официальном ответе замминистра обороны.
Военные фактически поставили властям ультиматум, уведомив об отказе принимать детей уже с 1 июля. Если военные садики закроются, бывшие воспитанники встанут в общую очередь в Улан-Удэ (в которой сегодня насчитывается более 20 тысяч человек) и, как члены семей военнослужащих, получат преимущественное право на попадание в дошкольные учреждения города. А это значит, что они «отодвинут» в конец очереди детей простых улан-удэнцев
В городской администрации предложили несколько вариантов решения проблемы. Согласно первому, военные садики продолжат функционировать «в режиме предоставления услуги по присмотру и уходу» – до оформления лицензии на осуществление образовательной деятельности.
- В данном случае процесс лицензирования, в том числе получения заключений о соответствии санитарным и противопожарным нормам будет отсрочен, – пояснили в управлении по информационной политике Улан-Удэ. – Но надзорные органы при осуществлении проверок всё же будут руководствоваться теми же нормами к устройству, содержанию и организации работы, что и ко всем дошкольным образовательным организациям. Также этот вариант предполагает сокращение штатов, а именно – педагогических работников.
Без работы в итоге могут остаться 156 человек. Впрочем, есть и второй вариант – реорганизация всех шести детсадов в учреждения дополнительного образования.
- Но она возможна только при реализации образовательных услуг для детей в возрасте от пяти лет. В этом случае будет невозможно оставить в учреждениях воспитанников двух-четырёх лет. Учреждения дополнительного образования тоже должны получить лицензию и требования к ним почти такие же, как и к садам, – заявили в мэрии.
Город согласен принять военные садики на баланс, если им обеспечат финансирование. Речь идёт о сумме в 61 миллион 210 тысяч рублей – с учётом фонда оплаты труда, матзатрат и коммунальных расходов.
И, наконец, согласно четвёртому варианту, родители, чьи дети остались без места в дошкольном учреждении, смогут получать компенсацию. Улан-удэнские чиновники отмечают, что такой опыт уже апробирован в Кирове, Липецке, Красноярске, Самаре, Томске и Пермском крае.
- Учитывая, что на одного ребёнка требуется в среднем 5500 рублей в год, ежегодные финансовые затраты могут составить порядка 5,1 миллиарда рублей, – подчеркнули в городской администрации.
На особом контроле
Комиссионные акты обследования детсадов показали, что лицензии на осуществление образовательной деятельности у них нет. Да и состояние зданий оставляет желать лучшего: они не соответствуют действующим санитарным и противопожарным нормам.
- Требованием Министра обороны России было указано на необходимость оформления правоустанавливающих документов для передачи имущественных комплексов (недвижимого и движимого имущества) и включения детских садов, находящихся в аварийном состоянии, в титульный список капитального ремонта в 2013 году, – рассказали в мэрии.
Собственно, это и «затормозило» процесс передачи учреждений городу, тем более что все требования надзорных органов в садах не выполняются и правоустанавливающие документы в большинстве из них отсутствуют. А чтобы здания соответствовали всем санитарным нормам и требованиям пожарной безопасности, им требуется реконструкция плюс разработка проектно-сметной документации. Изначально устранение недостатков оценили в 778 миллионов рублей, но позднее назвали другую сумму – 1 миллиард 120 миллионов.
Есть и ещё одна сложность. Военные садики расположены на территории обособленных военных городков – на участках, которые находятся в федеральной собственности. Эти земли предназначены для размещения войсковых частей.
- Получение лицензии на осуществление образовательной деятельности не представляется возможным без наличия земельного участка под зданием детского сада и соответствующей площадью прогулочно-игровой территории, – отмечают в мэрии города.
Судьба нескольких сотен дошкольников решалась в конце мая на закрытом совещании в мэрии, а затем обсуждалась и на правительственном совещании с участием руководителя региона Алексея Цыденова. Но спустя две недели вопрос так и не сдвинулся с мёртвой точки.
- Ситуация у нас не изменилась: 30 мая прошло совещание у врио главы республики, данный вопрос находится на контроле правительства, – отметила на пресс-конференции 14 мая начальник отдела дошкольного образования комитета по образованию администрации Улан-Удэ Эржени Будаева. – Сейчас как раз ввели в действие решение по протоколу совещания. До 1 июня необходимо провести подготовительные работы, разработать план мероприятий, согласовать его с министерством обороны. То есть работа по передаче военных садов муниципальному образованию ведутся, но окончательное решение не принято. Это компетенции не нашего уровня.
Республиканские СМИ на минувшей неделе сообщали, что Минобороны не закроет свои учреждения в Улан-Удэ, пока не передаст их городу.
«Приходится держать оборону»
Напомним, в 2012 году под угрозой закрытия оказался детский сад «Звёздочка», расположенный в Кяхте. А весной 2016-го по решению Арбитражного суда администрацию района обязали принять его в муниципальную собственность. Между тем, содержание здания, а именно плата за электроэнергию, тепло-, водоснабжение и водоотведение требует огромных вложений. Денег на это в местной казне просто нет.
Отметим, «Звёздочка» считается одним из самых престижных дошкольных учреждений в Бурятии. Члены родительского комитета рассказывали: там есть все условия для воспитания подрастающего поколения.
- Квалифицированные воспитатели, педагоги – логопед, психолог, музыкальный руководитель, учителя по плаванию и физкультуре. Оборудованные музыкальный и физкультурный залы, класс экологии с живым уголком – кстати, единственным в городе, – заявили они. – Также наш детский сад – единственный в Кяхте с графиком работы с 8.00 до 18.30. В случае необходимости создаётся дежурная группа, ведь 98 % наших воспитанников – дети военнослужащих, рабочий день которых не нормирован.
Отмечалось, что если акт приёмки-передачи подпишут, «Звёздочку» просто-напросто закроют и «отрежут» от коммуникаций и что такая участь ждёт все дошкольные учреждения, находящиеся в открытых военных городках. Воспитанникам же придётся встать в общую очередь.
Обращение с просьбой сохранить садик на балансе Минобороны отчаявшиеся родители дошколят направили в приёмную председателя партии «Единая Россия». Но ответ получили неутешительный.
- Мы с пониманием относимся к изложенным вами обстоятельствам. Однако вынуждены сообщить, что повлиять на решение Арбитражного суда Бурятии может только суд высшей инстанции. Но, как следует из вашего обращения, сроки подачи апелляционной жалобы были упущены. Также сообщаем, что приемная председателя партии «Единая Россия» является общественной организацией и не имеет компетенции влиять на изменение судебного решения, – заявили в партии власти.
Спустя полгода скандал вокруг «Звёздочки» вышел на федеральный уровень. Известный российский журналист и писатель Сергей Шаргунов посвятил этой истории публикацию в «Московском комсомольце». Тогда он лично побывал в детском саду. А в статье в «Свободной прессе» описал разговор с одной из сотрудниц учреждения, которую сравнил с … персонажем из мультфильма.
- Я приехал в этот город на границе с Монголией и пришёл в этот детсад «Звёздочка». «Мы как будто под плохими звездами, – негромко и медленно сказала воспитательница, милая усталая женщина, трогательно похожая на игуану из модного мультика «Зверопой». – Мы тут все под созвездием несправедливости…». Несправедливость – решение снять садик с баланса Минобороны и передать муниципалитету, то есть закрыть, поскольку у местных властей денег нет. Стало понятно, что 80 сотрудников лишатся работы. Найти другую в маленькой Кяхте практически невозможно. А 296 ребятишек, что числились на начало учебного года, просто будут вынуждены сидеть дома, и соответственно, сидеть дома, то есть уволиться с работы должны и их родители. А это, между прочим, семьи пограничников, защитников нашей страны…
Шаргунов взял ситуацию под свой контроль.
- Отправил запрос, говорил о детском саде везде, где мог – на Первом канале, на радио, писал в «МК» и «Свободной прессе». Наконец, встретился в Минобороны со своими товарищами, которые на что-то могли бы повлиять. Добрая весть из Кяхты: детсад удалось сохранить. Обещают не передавать нищему муниципалитету. Скоро прилечу в Улан-Удэ, проеду 235 километров до Кяхты, приду в «Звёздочку», встречусь с местными властями, – пообещал депутат. – Надо закрепить результат и лично удостовериться: спасли, отстояли.