Исторические сведения о Бултумурском дацане тибетское название «Дамчой равжалинг» мало изучены.
Монастырь находится на южном склоне Бугэдын Обоо в живописной местности Бултумурского целебного источника между селами Нур-Тухум Селенгинского района и Усть-Кяхта Кяхтинского района. Название дацана переводится как «сталь», «железо». В официальных источниках встречается дата основания - 1737 год. Дацан, расположенный на границе с Монголией на правой стороне реки Селенга основан казаками. В восьми километрах от дацана в сторону границы у подножия Душхан обоо, в местности где было множество родников, располагалась казачья станица Харьяст. Численность дворов достигала 4 тысяч. Это был штаб казачества. Приход дацана составляли табангуты, представители монгольского племени.
Дацан интенсивно развивался, был на Великом Чайном пути. Храмовый комплекс включал 24 сумэ. Дацан был самым большим и богатым в России, при нем служило 700 священнослужителей.
Цогчен дуган был построен в 1760 по 1762 годы, Дэмчок (1770), Аюши (1780), Гунгриг (1790), Докшит (1792), Ламрим (1805), Найдан (1806), Хурдунэ (1806), Дара эхэ (1808), Минтугба (санскрит. Акшобхья – «непоколебимый», владыка восточного рая) (1814), Табан хаан (1815), Сандуй (1820), Отоши (1820), Цамбул (1829), Арьябала (санскрит. Авалакитешвара) (1830), Цзонкава (1831, 1856), Майдари, Чжуд.
В дацане было развито образование: буддийская философия, тантра, медицина, астрология. Кузнечное дело: изготавливались буддийские атрибуты, статуи божеств. Буддийская живопись, книгопечатание на монгольском и тибетском языках.
В библиотеке дацана хранился «Ганжур», состоящий из 110 томов. Тексты свода, написанные «девятью драгоценностями» (золотом, серебром, медью, железом, кораллами, жемчугом, перламутром, бирюзой, лазуритом) на черной бумаге являлись шедеврами книжной культуры.
Первый востоковед, описавший Тибет
В дацане состояло много высокообразованных лам. Один из них Лувсан Мижид-Доржо, совершивший паломничество в Тибет, город Лхасу и Непал, к ступе Джарун Хошор. Путешествие продлилось с 25 августа 1882 года до середины лета 1886 года. По приезду он написал подробное описание всего своего путешествия с удивительной для того времени точностью.
Лама написал о своей экспедиции на монгольском языке. В дореволюционное время труд был переведен на старорусский, английский языки. Печатался и издавался в научных изданиях в России и за рубежом. Это был первый точный подробный труд по изучению Тибета, который в то время считался закрытым государством. Сегодня уверенно можно сказать, что Лувсан Мижид-Доржо своим трудом, описанием паломничества является первым российским востоковедом в изучении Тибета.
Казаки буряты
В 1764 году Сенатом Российской империи был издан Указ об образовании четырех казачьих полков из селенгинских бурят и одного хамниганского.
Существуют сведения о том, что в 1814 году Селенгинский казачий полк в войне с Наполеоном при взятии Парижа входил в город вторым после калмыков на верблюдах. Только за русско-японскую войну 11 казаков из прихода дацана стали георгиевскими кавалерами, а один полным кавалером всех четырех степеней.
Из числа хувараков Бултумурского дацана были отобраны четыре способных 8-10 летних ребят, в числе которых был будущий первый бурятский ученый Доржи Банзаров. Мальчиков обучали русской грамоте для дальнейшей государственной службы в Российской империи.
В станице Харьяст было организовано четыре приходских училища, в которых обучались дети бурят-казаков. Они учились русской грамоте.
Четыре хуварака окончили в Харьясте приходское училище. Далее продолжили учебу и окончили Троицкосавское восьмилетнее реальное училище. Затем во главе с своим учителем наставником шэрээтэ ламой Нэхэтын отправились в Казанский университет. До окончания полного курса шэрээтэ курировал своих учеников и вернулся вместе с ними.
Во время революции казачий дацан и харьястиснкая станица особенно сильно пострадали от рук большевиков. Сооружения были полностью уничтожены, ламы репрессированы, многие расстреляны.
До недавнего времени старейшина села Усть-Кяхта Сергей Лубсанович Очиров рассказывал, как семилетним мальчиком ездил с матерью на показательный расстрел в Кяхту. Его отца высокообразованного профессора, ламу танкописца в числе других лам Бултумурского дацана расстреляли за то, что они не отрекались от буддийской веры и держал в доме буддийские божества.
Не сломали веру табангутов
В советское время, вернувшиеся из репрессий ламы стали продолжать буддийские традиции в деревнях по месту жительства. Тайком они продолжали принимать верующих и читать молитвы.
В память о том, что здесь был дацан Бадмажап Лыкшитов, лама из села Нур-Тухум во главе с верующими выступил инициатором строительства субургана в местности Бултумур. В 1998 году освящение прошло под предводительством лам Тамчинского дацана.
В 2006 году началось возрождение дацана под руководством Хамбо ламы Дамбы Аюшеева. Инициатором строительства выступил глава сельского поселения Убур-Дзокойское Цырен-Баяр Александрович Аюшеев. Шэрээтэ ламой назначили ламу Баира Батоцыренова, уроженца села Усть-Кяхта.
Активное участие приняли в строительстве буддийские общины сел Нур-Бухум, Дэбэн, Енхор Селенгинского района, сел Усть-Кяхта, Хоронхой, Наушки, Субуктуй, Большой Луг, Харьяст, Калинишна Кяхтинского района, города Кяхта.
23 сентября 2006 года был построен Сахюус дуган и освящен шэрээтэ ламами всех дацанов Буддийской традиционной сангхи России, во главе с Хамба ламой Аюшеевым. Был проведен традиционный праздник «Эрын гурбан наадан».
Возвращение к истокам
С возрождением Бултумурского дацана стали возрождаться казачьи традиции казаков-буддистов. Воспроизводится история Субукт-Харьястинской станицы – основы и начала Селенгинского казачьего полка.
Потомственные казаки начали искать свою историю после тяжелых репрессий, рассказачивания, преследования со стороны советской власти. Открыто стали гордиться своим казачьим родом.
В 2007 году во время фестиваля «Казачий круг» атаман Забайкальского казачьего войска Иннокентий Жербиков объявил, что были найдены архивные данные. Так, выяснилось, что в 1914 году перед поездкой на фронт Первой мировой войны на Бугэдын Обоо поднимались 30 тысяч казаков буддистов.
По дошедшим до наших дней рассказам местных жителей перед вершиной Бугэдын Обоо казаки привязывали своих коней. На деревья они вешали свое оружие. Говорят, что от тяжести винтовок и шашек ломались ветки деревьев. Настолько много было казаков.
Строительство
В 2013 году при поддержке БТСР, правительства Бурятии началось строительство Цогчен дугана на старом месте.
Они возводят главный храм по старым архивным схемам, которые бережно хранили ламы, а в последующем их дети.
Верующие, уроженцы этих мест, земляки приняли активное участие. В октябре 2013 года провели линию электропередач из села Дэбэн до Бултумура протяженностью в 13 км. В 2014 году при поддержке буддийских общин верующих была завершена кирпичная кладка стен первого этажа. Весной 2015 года при организационной поддержке уроженца кяхтинского района Виктора Манидаровича Ванчикова и материальной помощи главы Кяхтинского района был доделан грунт под пол будущего дугана. Осенью 2015 года меценаты пожертвовали два миллиона рублей. Была создана бригада строителей из прихожан, установлены колонны, залит потолок первого этажа. На эти же средства издали журнал «История Бултумурского дацана» тиражом в 1000 экземпляров.
Сейчас в Бултумурском дацане служат пять штатных лам. Еще один хуварак обучается в Буддийском университете в Иволгинском дацане. Монахи ежедневно проводят хуралы.