Этой статьей мы подводим итог самой первой президентской избирательной кампании. Для этого мы постарались найти и взять интервью у всех участников тех событий. В предыдущих публикациях участники и свидетели тех событий рассказывали о перипетиях и поворотах первых президентских гонок в 1994 году. К сожалению, не удалось найти только Александра Иванова, проживающего сейчас в Израиле. Валерий Шаповалов, живущий ныне в Подмосковье, после наших вопросов сказал, что не хочет ворошить прошлое. Леонид Потапов на долгие уговоры ответить на статьи о том времени обиженно отказался. Это вынудило нас для подведения итогов долго изучать архивы газет и документов. И это того стоило.
Этапы первых выборов
Напомним, что должность президента в Бурятии появилась с принятием новой Конституции республики 22 февраля 1994 года. В соответствии с главным законом президент являлся главой и высшим должностным лицом республики, а также возглавлял региональное правительство. Избирался сроком на четыре года. Верховный Совет РБ принял закон о выборах президента и своим постановлением от 14 марта 1994 года определил дату выборов. При этом парламентарии учли пожелание депутата Матвея Чойбонова о том, что наиболее подходящая дата выборов – 19 июня 1994 года. Но вскоре день выборов с воскресенья, 19 июня, перенесли на четверг, 16 июня. Особенностью предстоящей выборной кампании стало то, что в ней могли принять участие все партии и движения, зарегистрированные в Минюсте, и группы избирателей, которые могли выдвинуть только одного кандидата. Каждый из них должен был собрать 10 тысяч подписей избирателей.
На должность первого президента претендовали четыре кандидата. Это Александр Иванов, зампредседателя Совета Министров, председатель Госэкономики РБ, Сергей Намсараев, министр образования, Леонид Потапов, председатель Верховного Совета республики, Валерий Шаповалов, владелец частной сыскной фирмы «Шаповалов и К».
За отставку российского правительства
С чем шли претенденты на высшую должность республики? В те годы Бурятия, как и вся страна, находилась в трудном положении. Месяцами не выплачивалась зарплата учителям, врачам, другим бюджетникам. Положение катастрофическое. Поэтому не случайно 17 марта 1994 года Верховный Совет республики выступил с обращением к правительству РФ о кризисном финансовом и экономическом состоянии Бурятии. С учетом сложившейся критической ситуации предложено правительству РФ и Центробанку разрешить выплату зарплаты раньше налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды для предприятий промышленности и сельского хозяйства. Депутаты просили временно не взимать на территории республики штрафы и пени с предприятий за несвоевременную уплату налогов.
- Дебиторская задолженность предприятий всех форм собственности составила 136 млрд рублей, кредиторская - 134 млрд. В случае непринятия экстренных мер по указанным предложениям Бурятия оставляет за собой право обратиться к президенту РФ и в Совет Федерации с предложением об отставке российского правительства, – с такой угрозой обратились депутаты Бурятии.
Как пели Солженицыну
Лето 1994 года в Бурятии запомнится тем, что Александр Солженицын стал участником предвыборных событий. Он был здесь два дня, 11 и 12 июня, проездом из Владивостока в Иркутск. - Солженицыну только успевали петь песни: на площади Революции – семейские, в Этнографическом музее - буряты. Логика была такова: бог с ней, политикой, но гость-то – редкий. Первым делом поехал в дацан. Потом хотел посмотреть Свято-Троицкую церковь. Посмотрел, но не сразу. Потому что там собрались «казаки» на предмет агитации за Л. Потапова. Самое безобидное, по словам очевидцев, слово, которым они встречали Солженицына, было – запомните! – «козел». А ведь ожидалось совсем другое. Все думали, что пойдут протесты от бурят. Ведь Александр Солженицын в принципе не признает никаких республик. По его мнению, они только разрушают российскую государственность. Поэтому, мол, везде должны быть губернии. Получилось наоборот, - так описал визит Солженицына в «Комсомольской правде» столичный журналист В. Медведев. 75-летний писатель советовал жителям республики не отказываться от голосования. Он говорил, мол, не будем глупцами, надо выбирать, раз дают такую возможность, доверяя сердцу и глазам.
Из тюрьмы на выборы
Самым молодым кандидатом в президенты тогда стал 36-летний Валерий Шаповалов.
«До принятия решения я - демократ, после принятия – диктатор», - под таким девизом он вступил в предвыборную борьбу.
На встречах с избирателями Шаповалов говорил, что через три года республика прекратит жить подачками центра и сформирует свой бездефицитный бюджет. Обещал усилить меры госрегулирования развития рыночных отношений, заморозить цены на продукцию базовых отраслей промышленности, на топливо, энергетику, переориентировать инвестиционную и кредитную политику на нужды промышленной и сельскохозяйственной продукции, изменить налоговую политику. Известно, что Шаповалов вступил в предвыборную гонку сразу после тюрьмы. Многие считали, что он идет в президенты, чтобы уйти от ответственности по своему уголовному делу.
- Все те, кто причастен к фабрикации моего уголовного дела, ответят перед законом и перед богом. Я понес огромные убытки, и мне их восстановят, - высказался он в одном из предвыборных интервью.
Шаповалов в случае избрания готов был ликвидировать аппарат президента и министерство экономики.
- У президента не должно быть своего аппарата, поскольку он же – глава правительства. Министерства нужно сокращать, их надо примерно семь. Не надо министерство экономики. Я не понимаю, почему «Бурятзолото» должно сидеть в городе. Его место в Закаменске. Там комбинат, а вместе с ним город погибают, вот туда и надо, - заявлял он.
Почти Жириновский
«Не обещать невыполнимое!» - под таким лозунгом начал предвыборную борьбу другой кандидат в первые президенты Бурятии, Александр Иванов.
Он считал, что структура правительства должна состоять из трех блоков – экономического, социального и экологического - и двух заместителей председателя Совета Министров.
- Главное, надо добиться, чтобы власть стала властью на местах. В селе или в поселке – разве это власть? Ни полномочий, ни финансов, - заявлял кандидат. Иванова считали основным соперником Потапова. И всячески хотели снять с дистанции. В газете «Труд» от 15 июня, то есть в день, когда всякая агитация по закону запрещена, появилась разгромная статья. Автор статьи дал Иванову такую характеристику: «Он пытается набрать себе очки в предвыборной борьбе на национальной почве», подобно «Владимиру Жириновскому избегает упоминания о своей национальности в биографиях». Автор напоминал, что при каждой встрече с избирателями Иванов не упускает возможности напомнить, что «в его жилах течет бурятская кровь». Напомним, о себе Иванов рассказывал, что вырос на Батарейке, там все знают, что его отец бурят. Во время кампании кандидат основной упор сделал на село. Сильно проиграл в Железнодорожном районе. Кандидат-министр Многие считали Сергея Намсараева спойлером Потапова. Однако в недавнем интервью нашей газете он опроверг эту информацию. Кандидатом в президенты министра выдвинуло общественно-политическое движение «Образование и будущее». О своих оппонентах во время предвыборной агитации Намсараев высказывался, что они известные и весьма компетентные специалисты. Однако заявлял: - Но у меня есть одно преимущество – я учитель. Я ближе принимаю боль моего народа, чувствую большую ответственность за детей и их будущее. Забота о будущем наших детей – будущего Бурятии и привела меня к мысли о необходимости создания общественно-политического движения «Образование и будущее». Министр много встречался со студентами. В частности, считал, что нужно еще раз вернуться к положениям конституций России и Бурятии, где говорится о школьном образовании, и привести их в соответствие с требованиями времени.
В мае 1994 года Александр Иванов публично пригласил своих соперников Леонида Потапова и Сергея Намсараева на теледебаты в прямом эфире. Намсараев вызов принял, при этом выдвинул два условия: на ристалище должны быть приглашены все кандидаты; теледебаты должны проходить на государственном телеканале. Чем закончились теледебаты, сейчас сложно сказать. Но известно, что министр чаще других выступал по телевизору в рамках предвыборной гонки.
От президента до старосты
Леонид Потапов же в 1994 году представлял избирательный блок «Социальная справедливость». Его штабисты распространяли листовки со слоганом «Голосуем за честного и порядочного человека!». В случае избрания президентом Потапов обещал принять меры по завершению реформирования органов власти, повышению ее дееспособности и созданию эффективного госаппарата.
- Вся структура органов госвласти от президента до старосты должна работать на свой народ, - заявлял Потапов.
Его предвыборная кампания проходила традиционно – Потапов встречался с избирателями и отвечал на неудобные вопросы. Так, в июне Баргузин встретил кандидата демонстрацией. - Ничего подобного за 300-летнюю историю Баргузина не происходило. Доведенные до полного отчаяния педагоги встретили члена Совета Федерации и кандидата в президенты Потапова многолюдной демонстрацией у здания райадминистрации. Они выдвинули лозунг: «Требуем выплаты зарплаты с индексацией 200%». В случае несвоевременной выплаты отпускных педагоги грозились задержать начало нового учебного года, - писала газета «Бурятия».
Отметим, что свои первые президентские выборы Потапов выиграл только во втором туре. Объективности ради напомним, что, в отличие от метиса Иванова, русский Потапов владел разговорным бурятским языком. Выросший в Аргаде, он хорошо знал и понимал бурятских избирателей.
8 июля 1994 года прошла инаугурация первого президента Бурятии. Он издал свой первый указ об организации работы центральных органов госуправления республики в переходный период. При президенте образовали комиссию, которой поручили подготовить предложения по реорганизации органов госуправления Бурятии, сокращению госаппарата и расходов на его содержание, которые формировались и принимались в советский период.
Полномочия Совета Министров Бурятии во главе с премьер-министром Владимиром Сагановым, согласно Конституции, признали завершенными. Тогда многие сетовали, что Владимир Бизьяевич зря не стал сам выдвигаться в президенты. Возможно, что это подтолкнуло его участвовать во второй выборной кампании 1998 года. Ее подробности читайте в следующем цикле статей.