Закон «О лечебно-оздоровительных местностях, курортах и природных лечебных ресурсах в РБ» принят еще в 1997 году. Ход его реализации несколько раз рассматривали в Народном Хурале, в частности, в прошлом году на «круглом столе». Члены комитета по экономической политике выезжали в Прибайкальский, Курумканский, Закаменский, Иволгинский, Тункинский районы, где на месте изучили проблемы развития минеральных источников.
- Основная цель «круглого стола» – проанализировать, как реализуется закон. Выслушать точку зрения ответственных министерств, ученых и муниципалитетов. Проблем много, но есть и положительные примеры, когда сельские поселения получают доход от развития минеральных источников. Как, например, в Умхэе и Кучигере Курумканского района. Наши источники должны развиваться, на них лечиться люди. Важно, чтобы и республика зарабатывала на лечебно-оздоровительном туризме, - отметил председатель комитета по экономической политике Анатолий Кушнарев.
Сегодня в республике более 300 минеральных источников. Но инвесторы не спешат их осваивать, потому что только единицы имеют бальнеологическое заключение и на этих источниках просчитан запас воды. К слову, последний раз паспортизацию лечебно-оздоровительных местностей Бурятии делали в 1986 году.
- Важно, чтобы эти местности получили статус. Но для этого нужно выполнить ряд мероприятий. Это, прежде всего, изучить запасы воды и получить бальнеологическое заключение. Это самые дорогие документы по времени и затратам, - сообщил начальник отдела министерства экономики республики Максим Шарипов.
Формирование инвестиционных площадок – одна из задач министерства экономики. Однако инвесторы не спешат осваивать лечебно-оздоровительные местности, потому что, кроме наличия разрешительных документов, необходимо проводить инфраструктуру. Это затратное дело, тем более, что туризм на лечебно-оздоровительных местностях носит сезонный характер.
Между тем начальник отдела геологии и лицензирования департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу по РБ Светлана Таханова сказала, что подсчет запасов воды, получение бальнеологического заключения – это обязательства недропользователей, не забота республиканского бюджета. С другой стороны, много правовых коллизий. К примеру, закон об особо охраняемых территориях не позволяет на территории Тункинского национального парка проводить геологические работы. По мнению начальника отдела, сегодня нужно внести изменения в Водный кодекс РФ и в федеральный закон о недрах.
Анатолий Кушнарев сказал, что этот вопрос будет обсуждаться в комитете вместе с депутатами Госдумы от Бурятии и при необходимости будет законодательная инициатива в нижнюю палату российского парламента.
Также на «круглом столе» предложили создать единый уполномоченный орган, который будет координировать работу по развитию лечебно-оздоровительных местностей Бурятии. Дело в том, что они связаны с туризмом, и за это отвечает министерство экономики, за работу по приданию территории лечебно-оздоровительной местности республиканского или местного значения – министерство здравоохранения, за планово-картографические материалы, экологическую экспертизу, экспертное заключение о запасах природных ресурсов – минприроды.
Все замечания и предложения учтены комитетом по экономической политике и вошли в рекомендации «круглого стола» органам власти республики.