Алексей Цыденов
1762

Бурятских экологов «прокатили» с референдумом по Байкалу

Республиканский избирком отказал в регистрации инициативной группы

Фото: facebook.com / личная страница Н. Тумуреевой

С предложением вынести вопрос о судьбе Байкала на всеобщее голосование активисты из Бурятии выступили две недели назад. Вопрос обсуждался на встрече в Общественной палате 5 июня, а уже на следующий день председатель собрания инициативной группы, известный эколог Наталья Тумуреева официально зарегистрировала в республиканском избиркоме ходатайство о проведении референдума  в день выборов главы республики – 10 сентября. Как сообщал сайт «Тайга. Инфо» со ссылкой на проект #СпасиБайкал, это стало лишь первым шагом: окончательное решение оставалось за Народным Хуралом.

Инициаторы отметили, что в дальнейшем формулировка вопроса  («Считаете ли вы, что защита и охрана Байкала от негативных воздействий, в том числе трансграничных, должна быть приоритетом государственной политики Бурятии?») может претерпеть изменения, однако выразили надежду, что депутаты поддержат их предложение.

- Антропогенное воздействие на Байкал нарастает с каждым годом: на наших глазах происходит снижение уровня воды, нашествие китайских туристов, на крупнейшем притоке озера (Селенге – прим. авт.) планируется строительство монгольских ГЭС. Поскольку референдум – высшая форма волеизъявления граждан, то в случае положительного ответа на предлагаемый нами вопрос все проекты и программы, касающиеся озера,  в обязательном порядке должны будут способствовать его защите от любых негативных воздействий с любой стороны государственной границы, – рассказала тогда Наталья Тумуреева.

Искуственные барьеры

Катализатором идеи о референдуме стали общественные слушания по проектам монгольских ГЭС, которые прошли в Бурятии в марте. Тогда против строительства любых плотин на притоках Селенги в соседнем государстве высказалось более 2300 человек. Активность, с которой люди принимали участие в мероприятии, продемонстрировала: Байкал нуждается в максимальной защите от внутренних и внешних посягательств, подчеркнула Наталья Тумуреева.

Однако накануне стало известно, что всенародное голосование не состоится: избирком отказал в регистрации инициативной группы для проведения референдума и, по данным infpol.ru, решение было единогласным.

- Замечания в основном касались оформления, но эти недочёты были вызваны отсутствием чётко установленных образцов документов, необходимых для выдвижения инициативы, – рассказала Наталья Тумуреева. – И это ещё раз обращает внимание на проблему искусственно создаваемых законодательных барьеров: инициативную группу ставят в такие условия, что она должна сначала наступить на всевозможные грабли, чтобы пройти первоначальный фильтр – избирком.

«Закон не работает»

Эколог призналась, что её очень удивило сообщение председателя избирательной комиссии о том, что в Бурятии  уже проводились подобные мероприятия.

- За неделю до подачи ходатайства я ходила к ним и мне сказали, что были только инициативы на местных уровнях, которые ни разу не дошли до референдума. Фактически  закон о референдуме в Бурятии не работает. Всё это время мы внимательно отслеживали реакцию на нашу инициативу. Результаты безрадостные, – констатировала она.

Выяснилось, что даже само намерение устроить всенародное голосование в защиту озера не нашло поддержки ни у одного депутата Народного Хурала или Госдумы от Бурятии и ни у одного республиканского чиновника.

- Зато были обвинения в «политическом пиаре», популизме и прочем. Это на самом деле очень грустно, потому что показывает, что даже искреннюю заботу о Байкале у нас воспринимают с огромным недоверием, ищут везде политический контекст. Если нас не может объединить даже это, что тогда вообще способно нас объединить, какое общее дело? Тем не менее, мы свою задачу-минимум выполнили хотя бы в части противостояния проектам монгольских ГЭС, – рассказала эколог. – Мы показали принципиальную возможность проведения референдума, на котором могут затрагиваться вопросы трансграничного воздействия на Байкал, а, значит, и строительства монгольских ГЭС в бассейне крупнейшего притока озера. Мы довели  до сведения инспекции Всемирного банка информацию о своей инициативе и знаем, что из Монголии также внимательно следили за её судьбой.

Наталья Тумуреева заявила: если представители соседнего государства всё же примут решение о возведении плотин на Селенге, референдум в Бурятии обязательно состоится. «Я обещаю!», – заверила она.

«Это бред»

Напомним, ситуация вокруг ГЭС перешла  в политическую плоскость после того, как молодые общественники – члены протестного движения «Новая энергия» раскритиковали идею устроить референдум в защиту Байкала.

- Референдум – это бред. Он ничего не решит, а лишь заорганизует и без того труднейший путь борьбы. Хватит мусолить тему – надо брать и действовать. Наша задача в том, чтобы каждый житель понимал проблему и действовал против строительства ГЭС. На референдум никто не придёт – люди придут на выборы. Они поставят галочку ради галочки, плюс ещё партии и политики напиарятся на халяву, – написал лидер организации Иван Логинов на своей странице в Facebook. – ГЭС – абсолютно реальная и серьёзная проблема, её надо решать вместе! Не позволяйте смешивать очередные выборы с нашим будущим, нашей землёй, нашим Байкалом! Никакие референдумы не спасут Байкал, только мы с вами спасём!

Иван Логинов пояснил infpol.ru: деятельность «Новой энергии» против ГЭС не имеет никакого отношения к политике, однако «некоторые люди пытаются пропиариться на этом и заработать политические очки».

- Я считаю, что это очень непорядочно, – подчеркнул он.

Позднее в разговоре с ИА «Regnum» Логинов отметил, что референдум может «превратиться в игрища между политическими группировками».

- Дело в том, что эколог Наталья Тумуреева, зарегистрировавшая в избирательной комиссии Бурятии ходатайство о проведении референдума, является представителем партии «Яблоко», она – оппозиционер. Грядут выборы главы Бурятии, где оппозиционеры будут использовать эту тему в качестве своего выборного козыря. Более того, если и проводить референдум, то это надо делать в Иркутской области, и в Забайкальском крае, – пояснил общественник свою позицию.

«Нужно работать вместе»

А вот что думает по поводу заявления лидера «Новой энергии» сама Наталья Тумуреева

- В инициативную группу по проведению референдума вошли люди, которые занимаются этой проблемой на профессиональном уровне. Это 20 человек и у всех разные политические взгляды. Среди них есть представители ОНФ, так что выборы здесь не при чём, – отметила она.

По мнению эколога, в вопросе сохранения Байкала следует объединить усилия. 

- Нужно работать вместе, если это им действительно надо, а не делиться на хороших общественников и плохих, лояльных к власти экологов и не очень. Если эти молодые люди не понимают, зачем нужен референдум, это печально, но не критично, – подчеркнула Наталья Тумуреева. – А ещё советую им почитать закон. Референдум – это не ещё одна бумажка, а высшая мера волеизъявления граждан. И пусть уж каждый занимается своим делом: мы – защитой Байкала на профессиональном уровне, а «Новая энергия» – разукрашиванием города и обклеиванием маршруток. 

В интервью ИА «Regnum» она указала на ещё один принципиальный момент.

- «Новая энергия» занимается защитой Байкала от ГЭС два месяца, а мы ведём этот проект пять лет. Поймите, что Монголия не сама приехала к нам со слушаниями, это тоже часть нашей работы. Не было бы слушаний, уже давно был бы готов проект и началось строительство, – отметила эколог и напомнила, что о слушаниях, которые проходили в Бурятии, члены «Новой энергии» даже не знали.

Большие политические риски

Ранее, комментируя инициативу бурятских активистов,  независимый эксперт по устойчивому развитию гидроэнергетики  Артур Алибеков согласился, что привлечение внимания к проблемам Байкала является важной задачей. Однако он отметил: постановка вопроса о приоритизации «государственной политики Бурятии» вызывает сомнения.

- Разве у Бурятии может быть своя государственная политика, отличная от федеральной?  Если не вдаваться в формулировку, то остаётся вопрос, что станет результатом референдума. Очевидно, люди выскажутся за то, что Байкал нужно сохранять так же единодушно, как сделали это на общественных слушаниях по проектам ГЭС в Монголии, – пояснил он ИА «Regnum». –  На федеральном уровне утверждён отдельный  закон об озере Байкал, принята соответствующая ФЦП, создана сеть особо охраняемых природных территорий. Что должно сделать региональное правительство и какие действия должны последовать после референдума, не ясно. Как он может помочь в решении практических проблем и улучшении ситуации – вопрос пока открытый и требующий проработки.

Российский координатор международной экологической коалиции «Реки без границ» Александр Колотов отметил, что на республиканский референдум могут выноситься только вопросы, находящиеся в ведении региона или же в совместном ведении республики и федерации.

- Охрана и защита Байкала – вопрос как раз из этого ряда. Несмотря на большое внимание, которое власти республики уделяют сохранению его экосистемы а, в стратегических документах Бурятии нигде нет указания на то, что защита и охрана озера являются приоритетом. Если таковое упоминание будет, то к любому инвестиционному проекту на байкальской территории можно подходить с более жёсткими экологическими требованиями, – рассказал он изданию.

При этом российский координатор «Рек без границ» заявил: независимо оттого, состоится референдум или нет, задача-минимум уже выполнена.

- Жители Бурятии ярко продемонстрировали, что возможное строительство монгольских ГЭС влечёт за собой большие политические риски. Теперь любой потенциальный инвестор, рассматривающий возможность вложения средств в эти проекты, должен учитывать, что в любой момент по другую сторону государственной границы может быть инициирован референдум, который нанесёт ему большой репутационный ущерб и негативно скажется на его капитализации, – пояснил Александр Колотов.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях