экология
3075

«Китайская оккупация» пока обходит Бурятию стороной

Между тем, соседнее Приангарье переживает небывалый наплыв туристов из Поднебесной

Фото: sochi-express.ru

Байкал в последние годы притягивает путешественников со всего мира. Среди них – немало известных людей:  актёры, фотографы, журналисты, телеведущие, певцы… Неудивительно, что сегодня крупнейшие туроператоры страны делают ставку именно на «жемчужину Сибири». Наряду с россиянами, европейцами, американцами и монголами, отдохнуть на озеро едут и жители Поднебесной. После того, как певец  Ли Цзянь написал популярную в КНР песню «На берегах Байкала», многие мечтают  увидеть его собственными глазами.  

Вместе с тем, в СМИ всё чаще появляются статьи об «иностранной оккупации» Байкала. Тревогу из-за возросшего турпотока из Поднебесной бьют и специалисты. Больше всего от «наплыва» китайцев страдает соседняя Иркутская область, к тому же иностранные гости фактически не приносят дохода в местный бюджет, а вот вред экологии наносят – и немалый.

«Наблюдать со стороны»

Ещё осенью на эту проблему обратил внимание орнитолог и эколог Виталий Рябцев. Он заявил: на фоне сокращения количества туристов из Европы, США и Японии – в большинстве своём «экологически воспитанных», на побережье Байкала наблюдается взрывной рост численности гостей из Китая, которые к природе относятся ещё более потребительски, чем россияне. Бизнесмены из Поднебесной покупают турбазы и земельные участки и создают сугубо китайскую туристическую инфраструктуру. К примеру, летом 2016-го в Хужире появилась первая китайская гостиница, причём весьма «вместительная».

Специалист высказал опасения, что вскоре туристы из КНР будут проживать на Ольхоне только в китайских гостиницах и обслуживаться только китайским персоналом, включая водителей и гидов. 

- А местным жителям останется лишь наблюдать за этим турпотоком со стороны, как и за процессом деградации природы, –  подчеркнул Виталий Рябцев. 

Учёный даже предложил наложить мораторий на строительство новых турбаз и гостиничных домов на Ольхоне и ограничить возможности иностранцев владеть и заниматься туристическим бизнесом, руководствуясь опытом Таиланда.

«Жизнь на озере превратится в «бордель»

Минувшей весной известная американская газета «The New York Times» опубликовала статью, посвящённую Байкалу. Издание назвало сортиры и китайцев главной угрозой для «жемчужины Сибири».

- Туалеты – главный предмет разговоров на озере Байкал в эти дни, по крайней мере, среди людей с экологическим сознанием, – отмечает автор публикации Нил Макфаркуар. – Годами главным воплощением зла для них был Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, располагавшийся на побережье и изрыгавший загрязнения в великолепное озеро, которое содержит примерно пятую часть пресных вод (не в виде льда) на поверхности Земли.

Однако после того как три года назад БЦБК закрылся, битва за сохранение Байкала переключилась на другие темы, пишет издание.

- Некоторые считают, что новая борьба даже сложнее: потребуется изменить повседневные привычки людей, которые издавна живут в этом удалённом уголке Сибири, а также контролировать растущий приток в основном китайских туристов, для которых озеро стало романтичным направлением для путешествий, – говорится в статье.

Жители Поднебесной устремились на Байкал после падения рубля в 2014 году, отмечает «The New York Times». Издание также напоминает о планах команды российских и китайских инвесторов потратить более 11 миллиардов долларов на строительство гостиниц и другой туристической инфраструктуры на иркутском побережье. 

 - Экологи обеспокоены тем, что если план будет осуществлён, жизнь на озере превратится в «бордель», а экологии будет нанесён вред, – пишет «The New York Times».

Расследование о том, как «устроено» китайское нашествие на Иркутскую область, месяц назад провела «Медуза». Предприниматели  рассказали журналистам, что в гостиницах на берегу озера нет свободных мест даже зимой, туроператоры посетовали, что китайские коллеги «выдавливают» их из бизнеса, ну а местные жители недовольны тем, как ведут себя туристы из КНР.  

«Слабая отдача»

Теперь ситуацией озаботились и в Госдуме. На минувшей неделе Михаил Щапов, который представляет интересы Иркутской области в нижней палате российского парламента, рассказал о проникновении китайских предпринимателей на территорию страны. В интервью ИА «Политика сегодня» депутат отметил, что эта проблема очень важна для сибирских и дальневосточных регионов, ведь существует множество неурегулированных вопросов, которые несут потенциальные угрозы их экономическому развитию.

В качестве примера он привёл ситуацию с туристами на Байкале.

- Китайские компании часто ведут очень обособленную деятельность: туристы оплачивают туры и авиабилеты в юрисдикции Китая, живут в китайских гостиницах, сувениры покупают у китайских предпринимателей, даже гиды с ними работают китайские и никто не знает, насколько точную информацию они дают во время экскурсий, – заявил Михаил Щапов. – При этом нагрузка на туристические и природные объекты растёт, содержатся они за счёт бюджета России, которые получает очень слабую отдачу от присутствия этой категории туристов.

«Без бумажки ты не гид»

Если верить словам чиновников, Бурятию «иностранная оккупация» пока не коснулась.

- Эта ситуация, наверное, более характерна для Иркутской области. Если смотреть загрузку наших отелей, то китайские туристы всё равно там останавливаются. Конечно, у них есть требования:  хотя бы одно посещение ресторана китайской кухни, европейского ресторана, – рассказывает председатель комитета по туризму Минэкономики Бурятии Баярма Цыдыпова.

По музеям путешественников из Поднебесной водят гиды-китайцы, которые зачастую неверно рассказывают о той или иной достопримечательности и «продвигают» свою трактовку российской истории. Однако скоро этому положат конец: в Минкульте страны подготовили законопроект, который обяжет иностранных экскурсоводов проходить аттестацию.

- Когда этот федеральный закон будет принят (до конца года – прим. авт.),  мы сможем проверять этих гидов на знание культуры, истории и традиций Бурятии, потому что информация, которую они рассказывают своим туристам, должна быть, по крайней мере,  достоверной, – пояснила Баярма Цыдыпова.

Она добавила, что в Бурятии для сопровождения приезжих нанимают в основном местных специалистов, владеющих китайским языком.

- Их около 15-20, а китайских гидов я своими глазами не видела, – призналась председатель комитета по туризму.

«Не всё потеряно»

Сегодня при приёме иностранных туристов Бурятия сталкивается с определёнными трудностями. Напомним, на одном из правительственных брифингов осенью 2016 года в комитете по туризму сообщили, что местным сервисом они не очень-то довольны.

- Если сравнивать нас с КНР, конечно, есть к чему стремиться. У них есть и скоростные поезда, и туристические автобусы, и очень хорошая инфраструктура. Когда китайские туристы приезжают в Бурятию и не видят этой инфраструктуры, это их, можно сказать, удивляет. Надо работать и над качеством. Сегодня туризм у нас ручной: надо «бежать» впереди группы, смотреть, всё ли в порядке в отеле. Большую роль играет  организация питания. Если мы показали Байкал, какие-то достопримечательности и при этом плохо покормили, существует  большая вероятность, что турист к нам больше не вернётся, – пояснила Баярма Цыдыпова.

По мнению главы комитета по туризму, в сфере общепита в республике нет того уровня обслуживания клиентов, которым могут похвастаться западные регионы.

- Там директор или собственник ресторана интересуется у посетителей, всё ли им понравилось, желает приятно провести время, а в конце вечера приглашает вернуться. У нас этой культуры, к сожалению, нет, – отметила она.

Зачастую проблемы, по словам Баярмы Цыдыповой, связаны с нежеланием предпринимателей «вкладываться» в персонал.

- Сотрудникам нужно платить достойную зарплату и повышать их квалификацию. Хотя не всё потеряно. В сентябре в Бурятии были испанские журналисты и в одном из улан-удэнских ресторанов их восхитили десерты. Заведение напомнило им кафе в Вене, – отметила она.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях