С помощью топора, струга, ножа и других нехитрых вспомогательных инструментов 42-летний Беликто вырезает удивительные изделия из дерева. Бог богатства Хотей, бурятский богатырь-борец, денежная лягушка с монетой во рту, домашние животные - это лишь малая часть того, что он сделал за последнее время. Животные получаются, как живые, с осмысленным, почти человеческим взглядом.
Ни одну из своих работ Беликто не продал - все они делаются мастером исключительно для себя, для души. В последнее время он решил на своих изделиях ставить печать или отметку. Многие свои работы он подарил или просто раздал родным, близким, друзьям. Люди, которые видят в их домах его изделия из дерева, всё же должны знать, чей это рукотворный труд.
Второклассник-педагог
Беликто с детства увлекался лепкой из пластилина. Его супруга Светлана рассказала, что когда она училась в нулевом классе, учительница приводила второклассника Беликто на уроки труда, и он показывал, как нужно лепить из пластилина. Сейчас Беликто учит лепке трехлетнюю внучку Наташу. Вместе они вылепили целый зоопарк. Дикие и домашние животные, фантастические персонажи из мультфильмов живут на одной большой картонной площадке. Коллекция пластилиновых зверей пополняется с каждым вдохновением внучки.
Беликто довелось работать школьным педагогом. В 2000-х годах на общественных началах он вел в местной школе уроки резьбы по дереву. Сегодня в музее Гильбиринской средней школы почетное место занимают две работы мастера – почти полуметровые фигуры бурятских старцев.
«Небесный аргамак» мастера-кукольника
Говорят, что отец Беликто Баир Нимаевич был музыкальным, играл на многих инструментах. Делал своими руками лимбу. Дедушка по матери работал с железом, был знатным деревенским кузнецом. Возможно, этот дар близких людей перешел к Беликто.
После школы в Улан-Удэнском училище наш герой обучался на чеканщика.
- Это была хорошая школа. Научился работать с серебром, мельхиором, латунью, проходил практику на сувенирном заводе, - вспоминает Беликто.
Резьбой по дереву он увлекся гораздо позже. Самым благодатным материалом для творчества считает кедр – древесина его мягкая, податливая.
- Кедр для объемных работ, - уточняет мастер. – Люблю работать с березой. Нужно знать структуру дерева, уметь читать рисунок древесины, чувствовать, поддается она ножу или нет.
В мастерской у Беликто много инструментов, ножи-косяки делает сам. Чтобы изделие не потеряло первоначальный вид, мастер покрывает его морилкой, лаком, тогда резьба смотрится благородно.
Фотографии изделий из дерева в свое время супруги отправляли в Санкт-Петербург своему известному земляку, художнику-консультанту Мариинского театра Батожабу Дашицыренову. Художник оценил работы Беликто и посоветовал попробовать себя в театре. Так, началась его работа в республиканском театре кукол «Ульгэр», где Беликто занимался изготовлением масок и кукол для спектакля «Небесный аргамак», получившего в 2008 году престижную «Золотую маску». О коллективе театра, работе над куклами, особенно над главной героиней спектакля «Небесный аргамак» неземной женщине, как из фильма «Пятый элемент», он вспоминает с теплотой.
- Почти восемь месяцев Беликто трудился в этом театре. Я его, как студента, каждую неделю отправляла в Улан-Удэ с пятьюстами рублями. Практически он ничего не зарабатывал. Когда начинала об этом говорить, Беликто отвечал: «В театре не работают, а служат», - с улыбкой вспоминает Светлана.
После этого был у Беликто период, когда он начал делать деревянные куклы. В этот процесс включилась вся семья. Папа вырезал фигуры, сын Цырен их ошкуривал, мама шила наряды, дочка Дулмажап разрисовывала глаза. Из той коллекции ничего не сохранилось: как обычно, они ушли на подарки.
Посвящение от шаманов
Порой работа над тем, чтобы оживить дерево, занимает у мастера несколько месяцев. А вот ножны для ножей он делает за сутки. Обычно такую работу заказывают ему шаманы, среди которых Беликто – известный человек. Он даже получил посвящение от них, чтобы делать деревянные ножны для ножей – обязательного атрибута в снаряжении шамана.
Был у Беликто крупный заказ на изготовление трехметровой деревянной скульптуры Будды для Тункинского дацана. Но работа была очень объемная, поэтому он честно признался заказчикам, что в сжатые сроки не успеет сделать.
Белый старец
Беликто долго вынашивал мысль установить деревянную скульптуру Белого старца в окрестностях Хурамши, на святом месте, где земляки молятся за благополучие близких и родной земли. Над созданием фигуры работал четыре месяца. Местный лама Эрдэни консультировал его, чтобы создаваемый образ Белого старца соответствовал буддийским канонам.
30 апреля 75-сантиметровую скульптуру мастера освятили ламы Иволгинского дацана во главе с Ганжур-ламой Раднаевым. Место, где установлен Белый старец, стало не только местом поклонения, но и местной достопримечательностью. Там еще стоят фигуры пяти драгоценностей бурятского народа – лошади, верблюда, козы, овцы и коровы. И еще двух косуль. Над ними Беликто работал не один год.
Немножко художник-график, немножко орнаменталист
У Беликто нет постоянного места работы. Он на инвалидности. В последние годы мастер перенес три операции на сердце. Проблемы со здоровьем начались, как рассказывает его супруга Светлана Николаевна, еще в школьные годы. В седьмом классе Беликто, катаясь на коньках, провалился в припорошенную снегом прорубь. Едва не утонул, но сумел выплыть из другой проруби, прорубленной для водопоя коров. С тех пор постоянная ангина дала осложнение на сердце.
Местные говорят, что Беликто – очень увлеченный и творческий человек. Когда приступает к работе, даже перестает кушать. Часто творит по ночам.
Беликто хочет чаще заниматься любимым делом. Поэтому в небольшом домике во дворе семья решила устроить мастерскую. Многие, зная о таланте мастера, приносят ему книги о работе с деревом. В коллекции мастера - «Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева», «Златоустовская оружейная компания» и другие книги. Сам он говорит, что в интернете много информации о работе с деревом. И считает, что у него свой путь. Потому он не только резчик по дереву, но еще немножко художник-график, немножко орнаменталист, немножко искусствовед и даже сказочник.