дети
3236

Музыка - помощник для детей с аутизмом

Понимание переживаний и возможностей ребенка, страдающего аутизмом, является одной из центральных проблем

Понимание страдает чаще всего из-за того, что у ребенка «буквальное» восприятие всего окружающего. Поэтому возникают не только трудности в общении, но и конфликтные ситуации со сверстниками и взрослыми.

Чрезвычайно важно предугадывать потребности ребенка. Не требовать от него выполнения приказаний, а наоборот руководствоваться его желаниями. На начальном этапе родители и учителя должны стремиться действовать в соответствии с возможностями ребенка, не приспосабливая его к себе, а самим приспосабливаться к нему. И для этого необходимо создание теплого психологического климата в окружении ребенка и в том учреждении, где он будет обучаться.

Важно, чтобы окружающая ребенка среда не была бы миром враждебным и угрожающим, а способствовала уменьшению барьера, отделяющего внутренний мир ребенка от мира внешнего. Добиться этого чрезвычайно трудно, так как проводя длительные занятия с ребенком, без которых нельзя обойтись, и в случае, когда занятия проводит только один человек, а, как правило, это кто-либо из родителей, то через какой-то период времени из-за рутинности и многократного повторения учебного материала, у взрослого непроизвольно возникает эмоциональная агрессия не к самому ребенку, а к тому, что он не понимает каких-то, как казалось бы, совсем элементарных вещей.

Избежать такого настроения удается редко и родитель, обучающий ребенка, переходит на крик, как будто он лучше поймет, если ему говорить громко. По этой причине занятия должны чередоваться не только как предмет, но и люди, которые будут преподавать должны быть разными. Лучше всего распределить занятия между членами семьи, кто и какие предметы сможет объяснять ребенку. И, что немаловажно, необходимо постоянное наблюдение кем-то со стороны за процессом обучения, чтобы вовремя отреагировать на усталость и раздражение, возникающее как у ребенка, так и у взрослого.

Степень аутистических нарушений у детей различна и глубина их постоянно колеблется и меняется с возрастом. Поэтому многие специалисты рекомендуют использовать разные элементы методов оказания помощи ребенку: элементы поведенческой терапии, эмоционально-уровневой терапии и др.  Важным направлением в работе с такими детьми может стать: музыкальная, танцевальная, креативная, арт-терапия, театральная терапия. Совместно с общеобразовательными предметами они дают возможность полноценно использовать все виды деятельности в жизни ребенка, стимулируют его инициативу, активность, удовлетворяют его эмоциональные потребности.

В Улан-Удэ музыкальные школы принимают детей-аутистов для обучения игре на музыкальных инструментах. Говорю "Большое Спасибо" преподавателям, которые, несмотря на реальные сложности, успешно учат наших детей музыке.

Учителя отмечают, что у детей с РАС часто обнаруживается абсолютный слух. Занятия музыкой позволяют формировать необходимые ребенку навыки в музыкальном общении. Учитель использует ритмы и диалоги, которые можно брать за основу при обучении вокалу, танцам. Музыка становится помощником, потому что она более гибкая, чем разговорный язык, особенно если используется в сочетании с движениями.

Занятия проводятся индивидуально, в спокойной обстановке, когда взаимодействие учителя и ребенка развивается на базе почти неуловимой взаимной игры касаний, шепота и взглядов. Это как раз та чувствительная реакция на настроение, которая особенно необходима ребенку с РАС, Она позволяет ему различать чувства, испытываемые им и воспроизводимые на музыкальном инструменте во время занятий. Благодаря музыке, ребенок учится понимать, что диалог и взаимодействие возможны, и он поддерживает этот тип общения через опыт - он является аналогом активной речи.

В процессе занятия ребенок сам формирует сильные личностные и доверительные связи со своим учителем. Он начинает учить и практически понимать различные эмоциональные оттенки и производить их в музыке, пусть вначале он механически воспроизводит мелодию, но со временем научится воспринимать музыку эмоционально.

Все это создает предпосылки к тому, что обучение речи идет с большей гибкостью и социальным отзвуком, чем когда работают только по линии коррекции поведения. Звуковое повторение не является большой проблемой для аутичных детей, и они могут осуществлять перенос сформированных навыков более свободно. Необходимо также подчеркнуть, что музыка как бы «проторяет путь» для обучения по другим дисциплинам.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях